Без рубрики

Неоклассическая архитектура

Неоклассическая архитектура
Оценить статью

15Первый крупный теоретик неоклассицизма немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман писал: «Единственным способом проследить его величие и сохранить его неподражаемость является имитация древних» (1764). В чем же, однако, заключается новизна направления, питаемого классицизмом, учитывая, что эта культурная эпоха уже стала основой для большинства стилей, развившихся на Западе? Известно, что на протяжении веков европейская архитектура уже переосмыслила различные варианты той же темы, а не просто повторила лингвистические кодексы античности. Во времена Средневековья была восстановлена классическая традиция как знак преемственности, не в последнюю очередь политической, между Римской империей и государствами, объединившимися под знаменем христианства. Архитекторы Раннего Возрождения вновь открыли конструктивные технологии, изучая античные памятники и отрешившись от «цитат» (например, колонна-антаблемент-арка). От новых программных установок XV в. произошел переход к маньеризму, далее — к изощренности, которую культивировало барокко, отдавая предпочтение необычному и иррегулярному. Ну а позднее барокко и рококо укрепили с точки зрения конструкции и декора важность этого опыта, окончательно отдаляясь (за редчайшими исключениями) от строгого равновесия Раннего Возрождения. Наконец — неоклассическая реакция (1750-1840), которая, однако, не является возвращением к Кватроченто. Отличия достойны внимания: прежде всего исключительная изобразительная точность, базирующаяся на непосредственном изучении памятников, обнаруженных вследствие беспрецедентных археологических кампаний. Великие археологические открытия (Палатин в Риме (1729), вилла Адриана в Тиволи (1734) и особенно античные города Геркуланум (1711) и Помпеи (1748), погребенные под пеплом Везувия) стали исходными пунктами для дальнейших изысканий, привлекших теоретиков, художников, путешественников со всей Европы. Это, среди прочего, положило начало и прославленным коллекциям гравюр, также сыгравших громадную роль в развитии нового архитектурного стиля.

Новая теория стиля

В это время появились первые формулировки, не всегда точные и иногда ошибочные, определяющие различия римского и греческого искусств, произошел отказ от идеи общности античности. Не прекращались дискуссии о превосходстве греческого искусства над римским. «Апостолом» этого направления и стал Винкельман, который увлекся этими идеями, будучи с 1755 г. библиотекарем бесценной коллекции кардинала Альбани в Риме. В «Истории античного искусства» Винкельман выделил четыре периода: «античный» — архаической Греции, «высокий» — V в. до н. э., «прекрасный» — IV в. и, наконец, «упадок», отличающий последние дохристианские века и наблюдавшийся в романскую эпоху. Новые захватывающие теории стали темой дискуссий и основой возникновения неоклассицизма.Они открыли дорогу в Италию художникам и теоретикам, таким как немец Антон Рафаэль Менгс, апулиец Франческо Милициа, венецианцы — антибарочно настроенный просветитель Карло Лодоли и Франческо Альгаротти, написавший в 1753 г. фундаментальный труд «Анализ архитектуры».

Характеристики

Неоклассицизм в архитектуре можно охарактеризовать коротко: простота и рациональность. Впитав гармоничное равновесие античной Греции, он отошел от насыщенного декора барокко и рококо. Неоклассический дворец не допускает эффектов театральности, и конструктивные элементы имеют тенденцию не скрывать возложенной на них конструктивной роли.

Рассмотрим два примера: Строгановский дворец (1750-1754) Растрелли и Малый Эрмитаж (1764-1775) Валлен-Деламота. Они появились один за другим в Санкт-Петербурге, который при Екатерине Великой (1762-1796) охватила волна неоклассицизма. Многие их элементы схожи, но отличия — показательны. Лепной венчающий карниз первого здания достигает кульминационной точки на тимпане центрального фасада с характерно выступающими лопатками. Окна второго и третьего этажей отличаются ярко выраженным арочным каркасом (центрованным по тимпану), окнам мезонина придана квадратная форма за счетлепного карниза. Фасад завершается угловыми лопатками. Результат: динамика и пластичность. Венчающий карниз второго здания — зубчатый лепной орнамент — подобен архитраву, который выдается вперед по отношению к колоннам.

Окна — простые, на первом и втором этаже — арочные. Двелопатки объединяют выступающие колонны с фасадом. Результат: линеарность и равновесие. Хотя лингвистический код остался тем же позднебарочным. Поиск рациональности подтолкнул таких архитекторов, как К. Н. Леду и Э. Л. Булле, к проектам идеальных зданий, ставших крайним проявлением теорий Лодоли и Альгаротти и прелюдией к рационализму.

Мировой неоклассицизм

Неоклассицизм распространился по всему миру. Несмотря на то, что он появился и обрел теоретическую базу в Италии, как архитектурный стиль здесь он был принят относительно поздно. Усвоив просветительские идеи, он завоевал обширные пространства в России, где волна неоклассицизма захватила таких позднебарочных архитекторов, как Растрелли. Неоклассическая архитектура во Франции благополучно миновала исторический переход от монархии к революции, процветала в наполеоновскую эпоху и сохранилась до Реставрации.

За океаном неоклассицизм отвечал идеалам свободы Соединенных Штатов Америки, где не случайно президент страны архитектор Томас Джефферсон отдал предпочтение именно этому стилю.