Архитектура нового времени

Коралловый риф искусства

Коралловый риф искусства
Оценить статью

70Замысел

В конце 2006 года единственная женщина-лауреат Притцкеровской премии (2004) Заха Хадид выиграла международный тендер на строительство Средиземноморского музея культуры нураге (древней народности Сицилии) и современного искусства, объявленный руководством Автономной области Сардиния. Проект госпожи Хадид был признан лучшим из ряда работ, авторами которых являются такие известные архитекторы, как Массимилиано Фуксас (Massimiliano Fuksas), Жан Нувель (Jean Nouvel) и архитектурное бюро Herzog & de Meuron Architekten.

Для строительства музея был выбран участок общей площадью 12 000 м2 рядом со стадионом S. Elia (Stadio S. Elia) на набережной Кальяри.

По замыслу заказчиков, новому музею суждено стать не только платформой для культурного обмена, но и визитной карточкой портового города.

 

Архитектурное решение

Необычная форма запроектированного музея — полая внутри и пористая снаружи — напоминает коралловый риф. Оригинальные фасады здания привносят динамику в окружающую среду и необычайно органично сочетаются с зелеными зонами. Для его строительства запланировано использование полиуретана, бетона, стали, а для отделки — синтетические смолы (finitura in resina). Скульптурные и пластичные очертания строения дополнят остекленные ниши и полости, через которые природный свет будет проникать во внутренние помещения.

Экстраординарный образ фасада найдет свое отражение в интерьерах музея. Остекленные ниши в стенах выставочных залов будут служить стендами для экспозиций. Неповторимость внутренним помещениям придадут искусственные сталактиты и сталагмиты, расположенные в центре нескольких залов и создающие иллюзию путешествия по древним пещерам.

В инновационном облике здания четко прослеживается влияние культуры нурагов, насчитывающей более трех тысячелетий. Этот народ, проживавший на территории современной Сардинии, обязан своим названием сооружениям, которые он возводил, — нурагам (ит. nuraghe). Башни, имеющие форму усеченного конуса, строились из огромных блоков базальта, добываемых из потухших вулканов. Считается, что такие строения начали появляться на острове Сицилия примерно с 1700 года до нашей эры. Споры об их функциональном назначении продолжаются и сегодня: одни ученые считают, что это были оборонительные укрепления, другие же относят их к культовым сооружениям. До наших дней сохранилось более 7000 таких башен. Одним из самых известных комплексов нурагов является Су-Нуракси, расположенный в окрестностях Барумини и входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Концепция

В соответствии со стратегией создания нового культурного центра Сардинии, Средиземноморский музей задуман как целый комплекс. В первую очередь проект предусматривает обустройство выставочных залов, отражающих развитие культуры и искусства острова со времен нурагов и до наших дней. Примечательно, что архитекторы учли возможность использования поверхностей стен помещений в помещениях как экранов для мультимедийных показов и разнообразных инсталляций.

В музее возможно обустройство постоянных и временных экспозиций, последние могут располагаться на нижнем этаже и на открытой галерее и верхнего этажа.

В здании будут разместятся библиотека, конгресс-холл и офисы, а также магазин, книжная лавка, бары и рестораны.

Возле музея запланирован паркинг для автомобилей и экскурсионных автобусов.

 

Этапы строительства

Строительство будет проходить в три этапа, что позволит музею постепенно и органично развиваться и функционировать.

Основной объем работ (около 50%) — сооружение помещений центральной части здания с обустройством выставочных площадей, зон общения и офисов, необходимых для управления объектом, — планируется выполнить на первом этапе.

Второй этап предполагает обустройство экспозиционного пространства и смежных помещений — библиотеки и конференц-холла. Третий подразумевает строительство исследовательских лабораторий и благоустройство прилегающей территории.

В недалеком будущем на берегу Средиземного моря появится целый культурный комплекс, демонстрирующий возможность гармоничного объединения совершенно разных культур и эпох.