Архитектура нового времени

Строительство университетов. Исторический обзор

Строительство университетов. Исторический обзор
Оценить статью

22711Вместо истории строительства первых европейских университетов нужно было бы написать историю учебных сообществ и учреждений: ни в Болонье, ни в Париже, где в 1200 году возникли предшественники нынешних университетов, не сооружали зданий для этого. В 1200 году в Париже король Филипп III предоставил право подчиняться церковной юрисдикции магистрам и странствующим студентам, которые обучались согласно позднеантичной концепции образования — «вольным искусствам». Признание общественности с помощью Папы Римского, а также первые уставы появились несколько лет спустя. Употребляемое в этой связи латинское выражение «universitas» относилось к сообществу магистров и докторов (в Болонье в это понятие дополнительно включались студенты), а не к совокупности изучаемых предметов: например, в Болонье сначала изучали только право, другие дисциплины появились лишь с 1280 года.

 

Город-университет

Ход развития первых университетов отразился не только в титуле «universitates ex consuetudine» (по привычке), но также в архитектуре.

Университеты использовали имеющееся пространство: лекции проходили под открытым небом, во многофункциональных залах церквей и монастырей или в частных домах лекторов. Первые университеты, таким образом, являлись городскими университетами. Они были тесно и неразрывно связаны с городским организмом. Так, например, за целым кварталом на южном берегу Сены закрепилось название «Латинский квартал». Многочисленные учреждения университета в зданиях, используемых по-иному, в большинстве случаев располагались там, начиная с кафедральной школы при Соборе Парижской Богоматери (на острове р. Сены) и монастырской школы аббатства Святой Женевьевы на юге средневекового города. Учебные здания стали сооружаться со второй половины 15 века. Для университетских торжеств или встреч, как например, присуждение учёной степени доктора, использовались существующие церкви. Церкви вплоть до 20 века входили в обязательный реестр помещений европейских университетов. Позднее, в большинстве случаев университеты назывались «universitates ex privilegio» (университеты по привилегиям). Они основывались князьями или церковью, что особенно было характерно для университетов на территории Германской империи. Для таких новых учреждений часто сооружались новые здания. С их помощью стремились не только подчеркнуть престиж университета, но также высокое положение учредителей. Но ещё такие университеты могли, как в Гейдельберге, где основан третий университет в Германской империи (1358), пространственно объединяться с городом.

Дополнительно на облик городов влияли постоянно растущие университеты, что особенно было заметно в маленьких городах, как нам показывает пример университета в Хельмштедте. Основанный в 1576 году в ходе Реформации как суверенный город, распавшийся в 1810 году при власти Жерома, брата Наполеона, он уже в 1580 году при населении около 2500 жителей насчитывал 700 человек с университетским образованием (студенты и преподаватели). Также здесь было постепенно перестроено в здание коллегиума уже существующее здание. Подворье Цистерцианцев. В 1592-97 годах главный корпус университета был назван по имени суверенного основателя (герцога Юлиуса) — «Юлеум». Он был сооружен не только с лекционными, но также с пивными залами на нижнем этаже. Значение здания становится ясным не только благодаря его внушительному облику, но и престижному расположению в современной панораме города. «Юлеум» возвышается над другими зданиями города подобно церквям. В качестве университетской поначалу использовалась главная церковь города -церковь святого Стефана, а в 1704 году была возведена собственная церковь. К строениям, распределенным по городу, относились университетские сады, дом для фехтования, дом для верховой езды, аптеки и профессорские дома, в которых жили не только профессора, но также частично размещались студенты, располагались лаборатории и даже типография.

 

Университет-коллегиум

Если университет как целое, в строительном смысле, был осознан позднее, то уже в XIV веке возник строительный тип университета-коллегиума. Коллегиумы служили общежитиями для студентов и в отличие от других форм студенческого жилья были «подобными монастырю интернатами, основанными высокопоставленными лицами вне университета», такое определение дал Конрад Рюкброт в своей публикации «Университет и коллегиум». Коллегиумы использовались не только для совместного проживания, но и для проведения занятий. Прежде всего, в Оксфорде и Кембридже коллегиумы (по-английски — колледжи) взяли за образец университетское обучение. Университет представляет здесь лишь союз (ассоциацию) этих учреждений (колледжей). На континенте коллегиумы также имели большое значение. В 1257 году в Париже был основан колледж College de Sorbon, который в 1550 году стал главным корпусом теологического факультета и в заключение — синонимом Парижского университета (или если говорить о сегодняшнем дне — многих парижских университетов), т.е. Сорбонна. Коллегиумы могли, как например College de Sorbon, создаваться путём реконструкции большого количества старых зданий и расширения земельных участков. Collegio di Spagna в Болонье, построенный в 1365-1367 годах Матео Гаттапони, — это ранний пример новостройки данного строительного типа; Симметрично построенное, трёхэтажное здание с четырьмя пристройками расположено вокруг квадратного внутреннего двора, из центра которого есть доступ ко всему зданию. Напротив входа находится часовня, вслед за ней в крыле входа такие главные помещения, как залы, библиотека и квартира ректора; в боковых пристройках находятся комнаты студентов, куда можно попасть из внутреннего двора через двухэтажные крытые сквозные галереи по всему периметру здания. Такое устройство с центральным внутренним двором, которому подчинены все службы, вызывает ассоциации со структурой монастыря; форма организации двора с внутренними скругленными арками применялась в Италии для различных строительных задач — будь-то дворцы или общественные здания. Ньюколледж в Оксфорде показывает не только строительную, но и организационную близость коллегиума к монастырю. Основанный в 1380-1386 гг. епископом Винчестерским, он представляет собой автономную структуру, где есть даже собственное кладбище. Перечень помещений включает в себя часовню, столовую, зал для собраний, библиотеку, лекционный зал, пропилеи с квартирой для привратника, помещения для руководства коллегиума и жилые помещения для студентов, а также такие службы, как в Болонье. Но их расположение слегка отличается: часовня находится не на оси входа — она образует северное крыло вместе с примыкающим к ней залом; в находящемся напротив южном крыле расположены студенческие комнаты с отдельными входами (не через крытую галерею). В Нью-колледже встречаются элементы, типичные для английской системы «четырёхугольника»: доминирующая и роскошно оформленная башня входных ворот колледжа, строительный симбиоз капеллы и преддверия капеллы, в которых проходили учёные диспуты, холл в качестве зала для собраний, а также индивидуальный доступ в студенческие комнаты и, конечно, чёткое отделение коллегиума от его окрестностей с помощью стены по периметру. Эта схема оставалась определяющей не только в течение столетий для Оксфорда и Кембриджа, но также с 1900 года была заимствована США. Многие из неоготических сооружений (например, проект Чикагскоп университета Генри Ив Кобба (1893)) копировали английские образцы поначалу еще очень неопределённо. Благодаря «Harkness Memorial Quadrangle», сооруженному в Йеле (1917-1921) Джеймсом Гэмблом Роджерсом, это подражание получило новое качество: здесь было построено «закрытое» строение по английскому образцу. Вход отмечен башней, и доступ в студенческие комнаты возможен благодаря отдельным входам со двора. Вплоть до патины была воссоздана обстановка английских предшественников. Что же не было заимствовано «Harkness» — так это исключительно спальная застройка — там находятся только студенческие комнаты и никакого учебного оборудования. Были заимствованы лишь форма и атмосфера, но не функциональность колледжа.

Университет как отдельное здание С эпохи барокко мог быть основан такой тип университета, который приобрёл большое значение в немецкоязычном ареале: сосредоточение всех учебных дисциплин в одном единственном корпусе здания. Ранний пример это Sapienza, университет в Риме, поддерживаемый Папой Римским. Корпус университета, сооруженный им в 1497 году, с 1565 был заменён новым зданием, завершенным в 1653 Франческо Борромини и попавшим в историю архитектуры из-за университетской церкви Святого Иова (Sant’lvo). По общему расположению Sapienza подобна Collegio di Spagna в Болонье, однако она также усвоила строительный тип коллегиума. Её устройство тоже определяется прямоугольным внутренним двором с трёхэтажным сводчатыми галереями, церковь находится на центральной оси напротив входа. Вместо сооружения с четырьмя «крыльями» пристройки находятся только по продольным сторонам двора, церковь является фасадной стороной, входная сторона состоит только из сводчатых галерей. Список помещений также претерпел изменения. В боковых пристройках вместо комнат студентов находятся учебные помещения — аудитории, актовые залы факультетов и анатомический театр, на обоих верхних этажах над ними — жилые помещения профессоров. Несмотря на невозможность размещения всех необходимых служб в Sapienza (там, к примеру, не было места для комнат студентов, библиотеки), идея университета как единого здания становилась всё более привлекательной. Джованни Батиста Пиранези в середине XVIII века создал проект гигантского, концентрически построенного сооружения всеобъемлющего университета, куда, помимо учебных помещений, библиотеки, студенческих общежитий и церкви, обязательной на то время, были также включены манеж для верховой езды и театр. Выполненное в виде рисунка такое сооружение можно представить, однако, в реальности, одиночные здания университетов не прижились из-за быстро изменяющихся требований. В 1873 году при строительстве Венского университета на улице Рингштрассе Хайнрихом Ферстелем была предпринята ещё одна попытка воплощения концепции общего здания для университета.

Комплекс воспроизвёл (как было принято в эту эпоху для представительских и административных зданий) тип барочного дворца. Туда входило девять дворов, центральный из которых был окружён уже, как в упоминавшихся примерах, аркадным проходом. Растущее число студентов и дисциплин привело к возникновению следующих зданий.

 

Технические высшие школы

В XIX веке у германских университетов появились конкуренты в виде технических учебных заведений, основанных по французскому образцу, как например,

Политехническая школа в Карлсруэ.

В ее школьном здании, созданном в 1832-35 годах Хайнрихом Хюбшем, размещалось 5 специальностей, среди них — строительная школа. Архитектор соорудил симметричное четырехэтажное здание с простым фасадом из природного камня. С помощью любимого Хюбшем стиля полукруглых арок главный фасад демонстрирует строгую структуру: разделение по ярусам обозначено выступами, центральная зона подчеркнута тремя большими арочными пролетами на нижнем этаже, поэтому сегментация окон резко контрастирует с более простыми боковыми зонами. План здания в форме буквы «Т» Хюбш создал таким образом, что при возможном увеличении центральной части здания в длину главная лестница сохраняет свое центральное расположение. В то время как залы для занятий архитектор сохранил простыми, коридоры и лестничные клетки он сделал сводчатыми. Хотя в дальнейшем в течение XIX века, подчеркнутая простота строений для технических высших школ была утрачена, следующие элементы остались определяющими: объединение различных учебных дисциплин, концентрация на учебных аудиториях без студенческих и профессорских общежитий, а также центрально расположенная помпезная главная лестница. Повышение ценности в глазах общества и растущее признание технических учебных заведений проявилось, во-первых, в том, что их окончание стало приравниваться к завершенному университетскому образованию, и они также получили возможность присуждать студентам ученую степень, а во-вторых, в расцвете великолепных зданий для высших школ. Эта тенденция очевидна в Политехникуме Швейцарской конфедерации (1858-64), сооруженном Готфридом Земпером в Цюрихе.

Наряду с техническими дисциплинами было сооружено «философско-экономическое отделение», и таким образом заимствован идеал классического образования. Это также отразилось в монументальном здании. К тому же, благодаря перепаду почв, здание возвышается над старым городом и издалека доминирует над общим видом города. Как и в случае грандиозных университетских строений того времени, Земпер адаптировал для проекта схему палаццо эпохи Возрождения, главный фасад которого был разделен не только центральным ризалитом, но и боковыми выступами. Внутри Земпер отклонился от схемы палаццо: он построил два внутренних двора и, как в Карлсруэ, главную лестницу по центральной оси. «Ось входа» он достроил «представительской осью»: наружная лестница ведет через главный вход к помпезному вестибюлю, откуда по главной лестнице можно попасть в центральный античный зал, который находился между внутренними дворами и был символом идеалов классического образования. Лекционные залы и факультетские помещения расположены вокруг внутреннего двора во флигелях с дверями, идущими с одной стороны коридора. Коридоры, расположенные во внутреннем дворе, можно воспринимать как «отголоски» более ранних галерей. Представительские здания для технических высших школ (как в Цюрихе) или для университетов (как в Вене) отражали не только борьбу за общественную значимость. Они могли также предназначаться для демонстрации государственной мощи и вступления во владение территорией. Так в Страсбурге, после франко-прусской войны, был создан университет императора Вильгельма. Не только название, но и монументальная архитектура здания коллегиума, сооруженного Отто Вартом в 1879-84 годах, должны были продемонстрировать постулируемое господство германской «культурной нации», что воспринималось французской стороной, вследствие этого, как выпад. Введение новых специальностей не только в естественнонаучных, но и в гуманитарных науках неизбежно привело в XIX веке к перестройке старых университетов. Во многих местах возникли библиотеки и технические лаборатории, которые из соображений безопасности были размещены в собственных зданиях. Вдобавок к этому сооружались представительские главные корпуса. Новые здания могли быть спроектированы или (как в Страсбурге) на одном участке земли, или распределены по городу (по старому принципу города-университета). Восторг перед историей в конце XIX века обнаруживался не только в устроении исторических семинаров, но также в строительном усвоении исторических черт (например здание Марбургского университета). Корпус для аудиторий в неоготическом стиле, сооруженный в 1873-91 годах Карлом Шеффером, возник из бывшего монастыря доминиканцев. Он использовался университетом со времени своего основания. А старый актовый зал в Гейдельбергском университете имени Рупрехта и Карла в 1885-86 годах был реконструирован Йозефом Дурмом в стиле «неоренессанс», который мало считается с сооруженным в 1712 году барочным зданием, но отсылает к предшествующему зданию и тем самым к расцвету города и университета.