Архитектура и дизайн

Музей-заповедник «Древний Радонеж»

Музей-заповедник «Древний Радонеж»
Оценить статью

9В 2014 г. мы будем отмечать 700-летие рождения великого подвижника России Преподобного Сергия Радонежского, с именем которого связано формирование духовного движения, оказавшего глубокое влияние на историческое развитие Московской Руси.

Древний Радонеж, где прошли годы отрочества и юности Преподобного Сергия, — святыня православия, уникальный историко-археологический и историко-ландшафтный комплекс, место, где зарождалась самобытная культура Московского государства.

Идею создания в Радонеже музея-заповедника высказал еще в 1919 г. П. А. Флоренский, называвший Троице-Сергиеву лавру и Радонежский край «живым музеем России». Активное общественное движение за сохранение Радонежа и его окрестностей возникло в 1960-е гг. и связано с именами Л. М. Леонова, П.Д. Корина и Ф.Ф. Ляха. В1977 г. Президиум Центрального совета ВООПИиК принял решение о необходимости создания в Радонеже музея-заповедника.

В результате комплексных исторических, археологических и историко-ландшафтных исследований, проведенных в 1976-1985 гг., в окрестностях Радонежа было выявлено 290 памятников археологии, истории, архитектуры, дошедших до наших дней в историко-ландшафтном окружении. На основе этих исследований в 1986 г. был разработан проект Зон охраны древнего города Радонежа (авторы проекта: А. И. Семенова, Т. И. Бугаева, С. 3. Чернов).

Зоны охраны древнего города Радонеж утверждены в установленном законом порядке действующим правоустанавливающим актом (решение Мособли-сполкома №826/20 от 12.06.1986 г.). 15 октября 1992 г. Распоряжением Президента Российской Федерации № 584-рп «О Троице-Сергиевой лавре и мерах по сохранению национального историко-культурного наследия на территории Сергиево-Посадского района Московской области» было намечено создание в Радонеже музея-заповедника. В 2000 г. Научно-методический совет Министерства культуры России констатировал, что лишь так можно сохранить эту уникальную территорию в условиях развивающегося Подмосковья.

В 2010-2011 гг. была совершена попытка массовой коттеджной застройки пахотных земель на территории памятника, охранной зоны и зоны охраняемого ландшафта. 4 октября 2013 г. Московский областной суд отклонил иск застройщиков, пытавшихся признать зоны охраны Древнего Радонежа 1986 г. частично недействующими. Теперь, надеемся, за этим последуют судебные решения о признании незаконными 11 решений органов местного самоуправления по изменению вида разрешенного использования земельных участков с вида «сельскохозяйственное производство» на «дачное строительство». Махинации с охраняемыми землями Радонежа и его окрестностей стали предметом проверки со стороны МВД, Следственного комитета РФ, ФСБ и расследования Общественной палаты РФ. Однако проблема строительства в охранной зоне и непосредственно на территориях уникальных памятников стоит по-прежнему остро.

Исход борьбы за Радонеж зависит в первую очередь оттого, насколько непреклонны будут служители закона в деле возвращения охраняемых территорий гражданам страны. Однако не менее важно и то, насколько наши современники проникнутся пониманием того, что они могут безвозвратно потерять.

Вот почему столь важно изложить соображения о необходимости создания музея-заповедника «Древний Радонеж».

С точки зрения международной классификации культурного наследия ценность древнего Радонежа обусловлена несколькими факторами. Здесь сохраняются мемориальные места, связанные с жизнью семьи Сергия Радонежского, а также аутентичная среда, повлиявшая на формирование его личности. Радонеж представляет собой живой музей археологических памятников и культурных ландшафтов, традиций Московской Руси, память о которых сохраняет старожильческое население. Земли Радонежа несут уникальную историческую информацию о феномене русской культуры эпохи православного предвозрождения (XIV-XV вв.).

Необходимо сохранить Радонеж на длительную перспективу и создать условия для прочтения этой многообразной информации на уровне научных исследований, духовного постижения, художественного осмысления и церковного почитания. Решить эту задачу возможно лишь путем создания музея-заповедника нового типа.

При посещении Радонежа у человека, сколько-нибудь знакомого с памятниками русской старины, возникает ощущение, что здесь в наиболее чистом виде представлены следы раннемосковской культуры XIV-XV вв. Действительно, Радонеж — единственный удельный город Московского княжества, который, будучи разрушен в 1609 г., не получил развития в XVII-XX вв. и сохранился до наших дней как памятник археологии.

Город Радонеж возник в 1370-е гг. на землях князя Владимира Андреевича Храброго, верного союзника Дмитрия Донского — почитателя и покровителя Сергия Радонежского. Вскоре после кончины Преподобного Сергия (1392) Радонеж стал центром удельного княжества (позднее — уезда). Здесь существовали свое войско, княжеская дума и двор, ремесленное и сельское население, о чем мы знаем из актов Троице-Сергиева монастыря.

Археологически эта эпоха материализована в виде погостов-могильников на месте радонежских церквей Рождества Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских, исторического культурного слоя городского посада (более 40 га), многочисленных селищ и прудов-копаней, древних трактов в Москву, Переяславль, Покровский в Хотькове монастырь, волости Инобож, Тешилово, Шерна, сохранившихся до наших дней как лесные дороги.

Не меньшего интереса заслуживают и окружавшие город древние угодья – луга и поля.

Радонеж конца 1320 — начала 1330-х гг., когда родители Варфоломея — будущего Преподобного Сергия — Кирилл и Мария переселились сюда с семьей из Ростова, был небольшим селом, центром крестьянской волости, принадлежавшей великому московскому князю Ивану Калите. Места, связанные с жизнью этой семьи, устанавливаются благодаря преданиям, поверяемым археологическими данными.

Необходимо сказать, что с самого начала работ в Радонеже и его окрестностях изучению устной традиции уделялось первостепенное внимание. В 1976-2011 гг. были проведены многочисленные опросы старожилов, позволившие локализовать названия примерно двух тысяч урочищ и угодий, многие из которых восходят к именам утраченных деревень и угодий XIV-XVI вв.

Предания указывают на место, где близ церкви Рождества Богородицы жила семья Преподобного, где располагались дуб и источник Сергия Радонежского. К востоку от Радонежа, у подножья Радонежской горы, на ручье Оржавец, были найдены следы поселений первой половины XIV в. Предание, впервые записанное в 1821 г., помещает здесь древнее святилище Белые Боги.

Дюденевская дорога, ведущая на север от села Радонеж, обязана своим названием одноименной пустоши. Судя по грамоте 1456 г., владение это принадлежало потомкам Дюденя, мужа сестры Сергия Радонежского Екатерины, упоминаемого в Житии Сергия Радонежского. Здесь сохранились древние поляны, которые местные жители называют «оселками» (некогда заселенное место), со сходящимися к ним дорогами. Селище в Дуденевой пустоши -яркий пример археологического памятника, ценность которого не исчерпывается нетронутым культурным слоем.

Мемориальные места, связанные с жизнью семьи Сергия Радонежского, могут быть в полной мере осмыслены лишь при учете исторического и ландшафтного контекста. При этом основным элементом показа в музее-заповеднике должен стать сам исторический ландшафт Радонежа.

Точная фиксация трасс древних дорог — Переяславской, Богомольческой, Инобожской, Муромцевской — и их обустройство позволят организовать паломнические и туристические маршруты. Подобные маршруты, с одной стороны, раскрывают пейзажные панорамы с тех же точек, с которых их видели люди в Средневековье, а с другой — помогают нашим современникам войти в неспешный ритм пешего путешествия, излюбленного Преподобным Сергием.

Возникают закономерные вопросы: как выглядел окружающий Радонеж ландшафт во времена Преподобного Сергия? Сохранились ли лесные массивы, которые можно считать эталоном лесов того времени?

В Радонежском палеоландшафтном проекте (1984-2011), развернутом по инициативе археологов, принимали участие ландшафтоведы, почвоведы, геоботаники, палинологи и специалисты по радиоуглеродному датированию. Исследователям удалось восстановить картину природной среды в период Средневековья. В XIII-XIV вв. вершины наиболее высоких холмов покрывали дубовые с примесью ели леса. Таким образом, небольшие участки дубовых, елово-дубовых и близких к ним по составу старовозрастных дубово-осиновых лесов, сохранившихся, например, на склонах «горы над Радонежем», могут считаться эталоном тех самых дубрав, память о которых осталась в многочисленных названиях деревень, сел, оврагов. Именно в местности, где сохранились участки дубрав, были основаны первые селения радонежской округи: переселенцы, продвигаясь вверх по реке Воре, встретили на вершинах моренной гряды леса, типичные для исконных зон славянской колонизации. Заметим, что знание особенностей природы — отличительная черта людей Средневековья. В ходе раскопок в Троице-Сергиевой лавре была обнаружена погребенная лесная почва, относящаяся к периоду основания монастыря. Оказалось, что участок леса, выбранный Преподобным Сергием для устройства кельи, отличался от окружавших его густых еловых и дубовых лесов: это был светлый липово-сосновый лес на месте выхода песков. На таких сухих кромках ставили дворы в радонежских деревнях.

В настоящее время на территории лесничеств, входящих в зоны охраны Древнего Радонежа, действуют режимы использования, обеспечивающие сохранение всего разнообразия природного и культурного наследия.

Проект музея-заповедника должен предусмотреть детальное зонирование лесных массивов. На реликтовых и мемориальных участках в целях их экспонирования уход за лесом должен быть ориентирован на воссоздание коренной растительности. Некоторые территории должны сохраняться в режиме строгой заповедности. Лесные кварталы в северной, юго-западной и южной части зон охраны могут стать площадками для стационарных научных исследований. Долина Вори, протекающей вдоль западной окраины радонежских лесов, образует рекреационную зону, соединяющую Радонеж с музеем-заповедником Абрамцево, и может быть использована для создания многочисленных центров притяжения туристов и паломников.

Поля, окружающие ныне село Радонеж, по площади очень близко соответствуют древней постоянной запашке. Соотношение полей и лесов и их границы отражают характер землепользования в окрестностях Радонежа примерно на середину XV в. Они обладают ценностью и как отражение ландшафтов «эпохи Епифания» — биографа Преподобного, и как традиционный крестьянский ландшафт XIX — первой трети XX в. (так называемый «развивающийся ландшафт»).

Говоря о будущем функциональном зонировании заповедника, следует отметить, что его формированию способствует удачная градостроительная ситуация, начавшая складываться еще в середине XIX в., когда Ярославская железная дорога пролегла вдали от Радонежа (основные промышленные и сельскохозяйственные центры расположены за пределами зон охраны Радонежа).

Исторические населенные пункты зон охраны Радонежа в настоящее время существуют в рамках нескольких режимов регулирования застройки, что позволяет поддерживать и развивать все виды жизнеобеспечения с учетом сохранения исторического облика застройки. Актуальными представляются разработка генеральных планов развития сел Радонеж и Воздвиженское и создание альбомов с эскизами рекомендуемых фасадов и планов жилых строений, учитывающими богатые местные традиции. Это в дальнейшем позволит архитектору заповедника выдавать рекомендации местным жителям по возможной и допустимой реконструкции построек.

Важной движущей силой в формировании музея-заповедника выступают местное население и общественные объединения района. В начале 2011 г., когда над Радонежем нависла реальная угроза массовой застройки, около тысячи жителей населенных пунктов, расположенных в приходах сел Радонеж и Воздвиженское, направили в Общественную палату РФ обращение с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг древнего города и его охранной зоны.

Активная позиция местных жителей, представителей Церкви, ученых и

деятелей культуры, решительные меры, предпринятые Общественной палатой РФ и Общественной палатой Сергиево-Посадского района, сыграли свою роль. 13.07.2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл обратился к Президенту страны с просьбой разобраться с нарушениями зон охраны Радонежа. 17.11.2011 г. Президент РФ Д. А. Медведев дал указание правительству принять меры по выполнению требований режимов Зон охраны древнего города Радонеж.

Выбор местных жителей в пользу сохранения Радонежа — это прежде всего выражение их гражданской, патриотической позиции.

Но одновременно это и выбор, сделанный в пользу зон охраны  Радонежа и будущего музея-заповедника.

Рассматривая функционирование музея-заповедника в этом контексте, следует отметить, что он должен стать альтернативой экстенсивной модели хозяйственного развития, сложившейся за последние десять с лишним лет и ведущей к деградации территории. Музей-заповедник призван уберечь природную среду и стать современным инструментом инновационного развития края. Новая модель предполагает выстраивание деятельности, основанной на соединении возрожденных ремесел и традиционного природопользования с многоуровневым обслуживанием туристов, паломников, специализированных групп и предполагающей создание дополнительных статусных рабочих мест для местного населения. Финансирование музея-заповедника в основе своей должно быть государственным. Однако если удастся построить социокультурное проектирование с участием Церкви и бизнеса и создать соответствующий Попечительский совет, это станет серьезным подспорьем. Кроме того, необходимо выстроить матрицу грантов, природосберегающих программ и небольших проектов с участием тех, кто живет на этих землях.

Участие местных жителей в деле возрождения Радонежа мы уже наблюдаем. В течение многих лет настоятель Крестовоздвиженского храма в селе Воздвиженское протоиерей Андрей Крашенинников, помощник Благочинного церквей Сергиево-Посадского района, 18 июля — в день памяти Сергия Радонежского — проводит крестный ход в Радонеж.

Уже семь лет по инициативе духовенства и прихожан города Сергиев Посад проходит осенний крестный ход «Тропой Преподобного Сергия» из села Воздвиженское через село Радонеж и из Хотьковского монастыря через село Морозово к Троице-Сергиевой лавре, привлекающий более пятисот верующих, в том числе молодежь, во главе со священнослужителями Сергиево-Посадского района и других районов Московской епархии. Крестные ходы получили благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и наместника Лавры архиепископа Сергиева Посада владыки Феогноста. Преображенский храм и источники села Радонеж круглый год привлекают тысячи паломников и туристов, посещающих также историческое село

Воздвиженское и Покровский Хотьковский монастырь, место упокоения родителей Преподобного Сергия. В селе Морозово заложен храм в честь Собора Радонежских святых. Возле места часовни св. Стефана Пермского установлен Поклонный крест. Место древнего кладбища на Убогой горе, где предание помещает стрелецкие могилы 1682 г., отмечено деревянным крестом. С помощью фонда «Русская архаика» начато воссоздание в Воздвиженском архитектурного облика сельской застройки.