Архитектура и дизайн

О новом храме Сретенского монастыря

О новом храме Сретенского монастыря
Оценить статью

43 октября 2012 г. был объявлен, а 10 декабря того же года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке, — нового храма Сретенского монастыря.

За годы, прошедшие с начала возрождения монастыря, обитель значительно укрепилась и разрослась(насколько позволила более чем скромная площадь): здесь были открыты издательство и духовная семинария, а число прихожан увеличилось настолько, что по большим церковным праздникам Сретенский храм уже в буквальном смысле не вмещает всех верующих.

В условиях конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту: «Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Организаторы ожидали творческого решения, выражающего идею небесного торжества Новомучеников, несущего в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Собор, строительство, благоустройство и освящение которого намечено осуществить к февралю 2017 г., к столетию начала трагических событий минувшего века, должен стать именно Храмом-памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников -Исповедников и Новомучеников.

В задании конкурса были перечислены и обязательные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале — на две тысячи человек. Еще одно требование — предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре при особом стечении народа.

Из-за большой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть возможность совершения богослужения на галерее храма и предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, неовизантийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы, реставраторы, искусствоведы.

На конкурс было представлено 48 проектов. Многие из них по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны и заслуживают самого серьезного внимания со стороны тех, кто интересуется церковной архитектурой.

Члены жюри единодушно остановили окончательный выбор на проекте, представленном мастерской Д. Смирнова (авторы проекта Юрий Купер, Дмитрий Смирнов и группа архитекторов). Решение жюри было утверждено настоятелем монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом,

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и с этой задачей, по мнению жюри, авторы победившего в конкурсе проекта справились лучше других. Образ храма — необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постамент-стилобат, зрительно подчеркивает идею памятника.

Авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец — Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11).

Авторы изначально воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле и Новомучеников. Почему-то это вызвало критику, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря. Эта художественная параллель очень значима: у московской Сретенской обители особые духовные взаимоотношения с Псково-Печерским монастырем — двадцать лет назад здесь было открыто подворье Псково-Печерского монастыря, спустя три года преобразованное в ставропигиальную обитель со своим историческим названием.

Предлагаемый в проекте образ идеально соответствует еще одному условию конкурса: «Со стороны двора (южного фасада) предусмотреть патриаршее крыльцо и возможность установки престола и проведения литургии перед молящимися на улице». По приблизительным оценкам, в таком богослужении смогут принять участие около пяти тысяч человек.

Согласно проекту, на время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем — здесь устанавливается переносной престол, а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Икона Спасителя на внутреннем фасаде храма будет напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

Сам храм вместе с внутренними балконами будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. При своих внушительных размерах собор не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), что, несмотря на высокую плотность застройки, позволяет смотреть на него со значительного расстояния.

Наконец, в просторном стилобате, служащем художественно-архитектурным постаментом Храма-памятника, мы сможем разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы и издательство, и даже несколько лекционных аудиторий для семинарии.

И еще одна важнейшая составляющая проекта — новый храм хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся историческую застройку.

Представленная концепция является эскизом — образом будущего храма. Ей предстоит пройти еще немало согласований и доработок, в результате которых может измениться многое. Каковы будут материалы внешней и внутренней отделки храма, техника изображений, сюжеты барельефов на фасадах лестниц, мы пока не знаем. Все это будет решаться в процессе серьезной работы и многочисленных обсуждений.