Архитектурно-функциональные решения

Аббатство Сент-Аллир

Аббатство Сент-Аллир
Оценить статью

9620Аббатство Мент-Аллир занимало особое положение, это была укрепленная крепость, способная выдерживать длительные осады, как например, в 1422 г., когда английская армия безуспешно штурмовала ее стены. Далеко не все монастыри могли похвастаться столь же совершенной системой военных укреплений, чаще они представляли собой скромные владения, окруженные зубчатыми стенами с бойницами, что не всегда обеспечивало надежную защиту. И, несмотря на постройки военного назначения, они оставались прежде всего монастырскими сооружениями; к тому же все эти укрепления появлялись постепенно, по мере того как монастыри осознавали себя в качестве феодальных сеньоров. Приведем в качестве примера аббатство Сент-Аллир близ Клермона в Оверни, внешний облик которого наглядно свидетельствует о смешении черт монастырской и военной архитектуры.

Поскольку оно было построено в долине, выдержать длительную осаду оно не могло, но благодаря прочным стенам и башням могло служить неплохим убежищем в случае нападения небольшого военного отряда. А — ворота монастыря с башней, рядом V — конюшни, где содержались конные экипажи гостей; В — первый двор, защитой которого служат не зубчатые стены внешней ограды, но стены здания, выстроенного по его периметру, выйти из которого наружу было невозможно. В — вторые ворота, увенчанные зубчатым верхом, которые выходят на улочку, ведущую к церкви С, в свою очередь, оснащенную бойницами и машикулями; восточная сторона увенчана двумя башнями, одна из них выходит на угол улицы, а другая служит защитой воротам S, через которые можно попасть внутрь построек; дополнительно эти ворота снабжены машикулями.

Выступая в качестве феодальных сеньоров, монастыри в лице их настоятелей сами вершили правосудие в своих владениях, а потому темницы были неотъемлемой частью монастырских построек; как правило, их строили по соседству с колокольнями, а иногда отводили для этого их нижний этаж. В XIII веке монастыри, расположенные вне городов или в сельской местности, постепенно становились похожими по своему облику на владения светских сеньоров, зато в городах, наоборот, монастырские постройки все больше напоминали рядовые городские здания.

Часто стены вокруг монастыря разрушали и на их месте строили обычные дома, двери и окна которых выходили на улицу. Поначалу в них жили ремесленники, трудившиеся при монастырях; однако теперь характер их отношений с монастырем изменился, они более не находились в прямой зависимости от него, но являлись скорее арендаторами, которые оплачивают право пользования монастырским жильем посредством своих доходов от ремесла; к тому же сами по себе они не принадлежали к какому-либо религиозному ордену.

Постепенно городские монастыри утратили всякое влияние на них, и таким образом, эти дополнительные монастырские постройки превратились всего лишь в источник доходов от аренды. Совершенно очевидно, что именно эти первоначальные объединения ремесленников, созданные при аббатствах, положили начало появлению ремесленных корпораций.

Подобным образом бенедиктинцы постепенно закладывали основы развития общества, и по мере того, как их усилия приносили свои плоды и одновременно укреплялась королевская власть, значимость и влияние самих монастырей уменьшались. В их ведении оставалось разве что образование, но статус земельных владельцев, богатство, необходимость управления колоссальным имуществом, скопившимся в их руках еще со времен крестовых походов, не позволяли им посвящать достаточно сил образованию и соперничать с новыми научными школами, возникавшими при больших соборах под покровительством епископов, такими, например, как Сент-Женевьев в Париже.

Таким образом, в начале XIII века бенедиктинцы перестали играть активную роль в обществе; и именно в этот период появляется святой Доминик, основатель ордена братьев-проповедников.