Архитектурно-функциональные решения

Арочная галерея

Арочная галерея
Оценить статью

27В некоторых городах в XIII веке дома в несколько этажей были целиком из камня. На площади городка Сен-Антонен (Тарн и Гаронна), где можно увидеть великолепное здание муниципалитета XII века, до сих пор сохранилось множество домов XIII века, которые выглядят весьма внушительно.

Это просторные жилища с широкими фасадами.

На первом этаже находились магазины или лавочки, на втором и третьем — большие залы с окнами на улицу, перед ними — лестница, а сзади — небольшая комнатка, которая выходила на заднюю улочку, как в Монпазье.

Арочная галерея на нижнем этаже служила местом торговли в рыночные дни, как это до сих пор принято во многих наших местечках.

Чтобы укрыть от солнца и ветра продавцов и покупателей, арочный проем завешивали занавесками.

Второй и третий этажи освещались сплошной аркатурой, которая в интерьере образовывала четыре окна, разделенных между собой узкими опорными столбами.

На самом верху находился чердак, который использовали либо как жилое помещение, либо как кладовую для хранения провизии.

Можно заметить, что вверху стойки окон второго и третьего этажей снабжены железными кольцами с крюками.

В кольца вставляли жерди, на которых крепились тканевые навесы.

Этот обычай получил распространение на юге Франции, в Италии и Испании.

Тканевый навес был разделен на несколько отсеков, а шесты, на которых они крепились, вставлялись один в другой.

Подпорки С приподнимали края ткани, которую расправляли при помощи специальных веревок, перекинутых сверху в виде креста святого Андрея и закрепленных за крюки D. Спереди спускалась широкая присборенная оборка, которая, с одной стороны, защищала от солнечных лучей, а с другой — придавала дополнительный вес нижней части полотнища, из-за чего подпорки С оставались в наклонном положении.

Городок Корд, расположенный между Сен-Антонен и Гайак, почти целиком состоит из домов, построенных в XIII — XIV вв., которые по стилю и внутреннему обустройству напоминают те, что мы только что описали.

В этих городах на берегах Гаронны, Тарна, Ло и Авейрона был очень силен дух городских коммун, а вернее, здесь никогда не исчезали муниципальные традиции Галло-римской эпохи; сохранившиеся частные дома указывают на очень развитую внутреннюю инфраструктуру и привычку к благополучию, а иногда и к роскоши, которые были свойственны этим местам до тех пор, пока не начались религиозные войны XVI века.

В наше время исследователи легко идут на поводу у сложившихся предрассудков, которые льстят нашему самолюбию, и не утруждают себя подробными исследованиями вопросов, требующих времени и усилий.

Так, например, сколько раз было сказано или написано, что средневековые жилища представляли собой убогие хибары, унылые, темные и тесные, практически непригодные для жилья?

Конечно, старинные дома в Сен-Антонене, Корде, Сен-Ирье, Монпазье, Тулузе, Периге, Альби, Мон-Ферране, Клюни, Провене, Бурже, Лане, Бове, Реймсе, Суассоне, Доле, Кане, Шартре, Дре, Анже и т. д. кажутся тесными по сравнению с современными особняками в Париже, Лионе или Руане; однако не следует забывать, что большинство этих еще сохранившихся домов находятся в городах, ныне пришедших в упадок, городах второго или даже третьего ранга, заброшенных теперь, но богатых и процветавших в те времена, хотя и тогда они имели меньшее значение, чем другие, более крупные населенные пункты; и если сравнить дома, построенные в эпоху Средневековья, с теми, что строятся в этих же городах сейчас, то мы увидим, что старинные постройки более солидные, более просторные и выглядят богаче; они свидетельствуют о более высоком социальном положении, имеющем более прочную основу, о благосостоянии, которое нельзя назвать мимолетным, о надежности муниципальных учреждений.

Совершенно очевидно, что проводить параллели между каким-нибудь домом в городке Корд, например, и особняком г-на… в Париже — это давать повод для насмешек; но давайте сравним старинный дом в Сен-Антонене с современными постройками там же; или особняк г-на… с особняками в Сансе или Тремуй, или в Сен-Поль, Клюни или, скажем, с домом Жака Кера в Бурже, который до сих пор сохранился практически целиком: над чем мы будем смеяться в этом случае?

Впрочем, здесь мы пишем не на социальные или политические темы, мы говорим об искусстве.

Существует весьма распространенное заблуждение — путать степень развития цивилизации и стадию интеллектуального развития.

То, что в обществе существует прекрасная система управления, а привычка к комфорту распространилась даже в низших классах, нисколько не свидетельствует о развитии общественного разума; все это вовсе не означает, что все ветви социального организма прониклись жизненными соками.