Архитектурно-функциональные решения

Архитектурный стиль картезианских построек

Архитектурный стиль картезианских построек
Оценить статью

4Монахи-картезианцы соблюдали обет молчания и приветствовали друг друга, не произнося ни слова. Главным аббатством этого ордена, более других хранившего верность первозданной строгости нравов, был Гранд-Шартрез близ Гренобля; сам орден включал около шестнадцати-семнадцати провинций, в которых было расположено сто восемьдесят девять монастырей, в том числе несколько женских. Все монастыри сохраняли наименование «картезианских» и создавались преимущественно в уединенных пустынях, горах, подальше от человеческого жилья. Архитектурный стиль картезианских построек являет собой отражение их чрезмерно строгого устава; он всегда отличается невероятной простотой, которая исключает любое проявление искусства.

Единственными монументальными строениями были молельня и клуатр, остальная же часть монастыря состояла обычно из одноэтажных келий и небольших огороженных участков перед ними. И только в XV веке влияние искусства стало проявляться и здесь, не принимая, впрочем, никакого особого характера; стены церквей и галереи перестали быть пустыми и обнаженными, но украсились изображениями из жизни патриархов ордена и сценами времен его основания. Картезианские монастыри не оказали влияния на искусство архитектуры; в Средние века они существовали замкнуто и изолированно, благодаря чему сохранили в неприкосновенности первозданную основу своего ордена.

Впрочем, уже в XIII веке картезианские монастыри превратились в почти комфортабельные постройки, по сравнению с тем, что они представляли собой веком ранее, и практически без особых изменений они сохранились и до нынешних времен. Мы представляем план картезианского монастыря в Клермоне, перестроенного в 1676 г. Мы можем увидеть, насколько продуманным было расположение келий и служебных помещений.

 

Подобным образом организованы кельи практически в любом западноевропейском картезианском монастыре. В заключение нашей статьи мы бы хотели привести описание Телемского аббатства из замечательного романа Рабле, написанного в XVI веке.

Эта едкая сатира, тем не менее, позволяет разглядеть общую тенденцию по отношению к этим средневековым учреждениям как в плане архитектуры, так и в плане заведенных там порядков, и мы видим, сколь мало уважения осталось к ним в ту эпоху, несмотря на то, какую важную роль в развитии цивилизации они сыграли. Любопытно, что данное описание перекликается с нашей темой, поскольку представляет собой некую смесь традиций как монастырской, так и замковой архитектуры начала эпохи Возрождения. Шуточный разговор брата Жана и Гаргантюа завершается решением основать аббатство, в котором свободно могли бы жить как мужчины, так и женщины, и которое можно было бы покинуть, когда заблагорассудится.

Итак: «…На построение и устройство обители Гаргантюа отпустил наличными два миллиона семьсот тысяч восемьсот тридцать один «длинношерстный баран» и впредь до окончания всех работ обещал выдавать ежегодно под доходы с реки Дивы один миллион шестьсот шестьдесят девять тысяч экю с изображением солнца и столько же с изображением Плеяд.