Архитектурно-функциональные решения

Авиньонский дворц

Авиньонский дворц
Оценить статью

20Единственное, что действительно имеет итальянское происхождение в Авиньонском дворце, — это живопись, принадлежащая, по-видимому, руке Джотто и Симоне Мартини или их ученикам. Впрочем, не будем забывать, что Клемент V, который первым обосновался в этой резиденции в Авиньоне, — это был Бертран де Грот, уроженец Вилландри близ Бордо; Иоанн XXII, его преемник, Жак Дэз родом из Кагора; Бенедикт XII — Жак Фурнье из Савердена в графстве Фуа; Клемент VI — Пьер Роже, рожденный в замке Момон в герцогстве Лимож; Иннокентий VI — Этьен дАльбер из предместья Помпадур в Лиможе; Урбан V — Гийом Гримолд из Гризака в Жеводене, что в герцогстве Менд, а Григорий XI, племянник папы Клемента VI, как и дядя, был уроженцем Момона в Лиможе.

Предположить, что все эти папы, благодаря которым в священную коллегию попало немалое количество прелатов из Гаскони и Лиможа, вдруг решили призвать именно итальянских архитекторов для строительства своей резиденции, — это было бы, по меньшей мере, неправдоподобно; но даже если так, то и это не помешало бы нам рассматривать этот памятник как произведение искусства, ставшее типичным образцом южно-французской архитектуры.

Мы хотели бы еще раз подчеркнуть этот факт, ибо слишком распространено заблуждение, будто бы Дворец пап — это грандиозное сооружение, принадлежащее итальянскому искусству.

В XIV веке вкус к итальянской архитектуре еще не был определяющим фактором, и она занимала некое промежуточное положение между античными традициями и традициями, идущими из Франции и Германии, и уж во всяком случае ей еще не были свойственны величие и четкость линий.

Папы, которые обосновались во Франции, имели в собственности богатые владения, объединили немалые ресурсы, жили в состоянии относительного мира и покоя и были выходцами из различных южных провинций, которые уже тогда были богаты многочисленными памятниками, создали в Авиньоне произведение типично французского искусства, которое по самой своей концепции, по величию и вкусу превосходило все то, что в тот же период возводилось в Италии.

Теперь рассмотрим подробнее все детали этого великолепного ансамбля.

Мы полагаем, что лучше всего взять за точку отсчета вид дворца, который существовал в конце XIV века, то есть после всех преобразований, внесенных начиная с эпохи правления Клемента V до Григория XI, т. к. было бы затруднительно отвлекаться на описание изменений в тех или иных дворцовых службах, как если бы мы взялись представить вам дворец эпохи Иоанна XXII.

Все эти величественные здания были построены на южном склоне скалы де Дом (скалы Куполов) напротив Роны; таким образом, нижний этаж той части, что была построена по соседству с церковью Нотр-Дам, то есть наиболее ранней среди построек, оказался на уровне второго этажа тех зданий, что были возведены в последнюю очередь с южной стороны при папе Урбане V. Таким образом, если мы нарисуем наш план на уровне нижнего этажа, то по мере продвижения на север мы рискуем увидеть скальные породы вместо зданий дворца.

Парадный вход А выходил на эспланаду, которая возвышалась над окрестностями и некогда была разделена на участки, с куртинами, башней и воротами.

Он был защищен при помощи двух опускных решеток, дверных створок и двойного ряда машикулей.

В XVII веке выступающая над эспланадой часть была заменена на зубчатую защитную стену.

Ниже вестибюля при входе расположена дверь, которая ведет в просторное сводчатое помещение для стражников В. Из парадного двора С можно попасть в любую точку дворца.

Из вестибюля D можно подняться по широкой красивой лестнице с двумя маршами на верхние этажи, или же пройти в нижний большой зал Е и его продолжение F, или, наконец, в зал G. Через проход Н можно спуститься к восточной эспланаде I, куда выходят залы К, под сенью мощной башни L и пристройки I. По боковому проходу О попадаем в большой зал М, который служил сторожевым постом и был соединен с защитными сооружениями, находившимися выше, при помощи лестницы Р. В части R располагалась калитка, защищенная рядом внутренних машикулей, опускной решеткой и дверными створками.

В S находилась вторая калитка, также с машикулями и опускной решеткой; в Т была лестница, которая вела на нижний этаж той части дворца, которая была построена на более высоком уровне скалы и находилась таким образом выше парадного двора.

Самая древняя постройка дворца — башня Труйа — находится в точке V, замыкая собой остальные здания на скале и возвышаясь над прочими башнями резиденции: она выполняла роль донжона, от которого, впрочем, до наших дней сохранился лишь фундамент.