Архитектурно-функциональные решения

Боковые нефы

Боковые нефы
Оценить статью

cathedrale4Однако редко неф конца XII века в сооружении с простыми боковыми нефами и без сводчатого трифория оказывается таким вытянутым. Но если речь идет о том, чтобы построить собор с двойными боковыми нефами, такой как собор Парижской Богоматери, или возвести на боковых нефах сводчатый трифорий, перекрыть его деревянной конструкцией и прорезать окна над кровлями под боковыми арками больших сводов, то придется возвести главный неф на большую высоту. Так, анализируя поперечный разрез Парижского собора, мы будем удивлены тем фактом, что каждый этаж этой постройки был достаточно невысоким, и сделано это было для того, чтобы главный неф не имел чрезмерную высоту по сравнению со своей шириной.

Боковые нефы как бы придавлены, трифорий и первоначальные верхние окна чрезвычайно низкие — именно за счет таких жертв главный неф Парижского собора имеет под замком только немногим меньше своей тройной ширины. Было необходимо, чтобы ширина центральных нефов не выходила за определенные рамки, т. к. точки опоры были незначительными, а способ построения сводов был таким, что они поддерживались только за счет закона равновесия. Самые известные широкие нефы имеют не более 16,6 м между осями опор.

Необходимость возведения невысоких сводов, чтобы иметь возможность их поддерживать, более, чем что-либо иное, способствовала тому, что архитекторы северных провинций конца XII века в результате проб и ошибок начали возводить своды, замки которых не превышали уровень вершины верхних окон. Но как мы уже отмечали, они испытывали затруднения, когда необходимо было возводить нервюрные своды на прямоугольных основаниях. От прежнего способа, принятого для сооружения римского крестового свода, образующего в горизонтальной проекции квадрат, разрезанный на четыре равных треугольника двумя диагоналями, невозможно было сразу отказаться — эта конфигурация оставила свой след в традициях проектирования.

Архитекторам конца XII века понадобилось пятьдесят лет для того, чтобы добиться нужного результата при возведении романских сводов Отена и Везле. С этого момента все конструкции религиозных сооружений зависят от расположения сводов: форма и размер опор, их расположение в пространстве, проемы окон, их ширина и высота, расположение и вынос контрфорсов, важность их пинаклей: сила, количество и конфигурация аркбутанов, распределение дождевых вод, водостоки, система покрытия — все берет свое начало в сочетании сводов.