Архитектурно-функциональные решения

Церковь Капникарея

Церковь Капникарея
Оценить статью

13Так же, но с некоторыми изменениями, были построены небольшие церкви Афин, один из образцов которых представляет собой церковь Капникарея. Эти памятники архитектуры, хотя и отличаются друг от друга размерами и формой, построены по одному и тому же принципу.

Этот принцип включает в себя обязательное наличие центрального купола на парусах, поддерживаемого боковыми сводами — цилиндрическими, крестовыми или в четверть сферы.

Центрическая церковь, увенчанная куполом с центральным просветом или окнами, прорезанными в основании свода, была сакральным местом — пространством, предназначенным для того, чтобы содержать в себе либо божественное присутствие, как церковь Вознесения в Иерусалиме, либо место погребения, как храм Гроба Господня.

Эта первоначальная форма, принятая во времена императора Константина, оказала большое влияние на все христианские сооружения, возведенные на Востоке, в которых всегда можно увидеть центральный купол, и только в виде исключения, как в церкви Вифлеема, здесь практически полностью сохраняется схема римской базилики.

С первых веков христианства первоначальный центрический план, принятый на Востоке, оказывал заметное влияние и на западную религиозную архитектуру.

Многочисленные купольные сооружения, которые во времена правления Константина были воздвигнуты в Риме, так же как и храм Гроба Господня, с V по XII век, долгое время диктовали форму религиозных сооружений на Западе.

В Париже по этому принципу Хильдебер построил церковь Святого Винсента (ныне Сен-Жер-мен л’Осерруа), которую называли Сен-Винсент ле Рон (Круглый).

Слева от портала Парижского собора находилась капелла, которая сохранила название Сен-Винсент ле Рон. В аббатстве Сен-Бенинь в Дижоне еще сохранился нижний этаж ротонды, начатой в VII веке за апсидой церкви.

Эта ротонда имела три этажа, включая крипту, с галереями по периметру, как и храм Гроба Господня.

Карл Великий возвел круглую церковь Эксла-Шапель, повторенную в XII веке в церкви в аббатстве Отмарсхайм.

В XI веке в Неви-Сен-Сепюлькр, возле Шатору, заложили фундамент церкви, воспроизводящей устройство храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В XII веке построили крупную аббатскую церковь Шарру, неф которой завершался огромной ротондой с тройными обходами.

В то же время в Лангедоке была возведена купольная церковь Рие-Минервуа, которой предшествовал небольшой крытый вход.

И как бы для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность традиций, уже в середине XVI века Екатерина Медичи сооружает на севере аббатскую церковь Сен-Дени-ан-Франс — круглый монумент с двухэтажным обходом, как храм Гроба Господия в Иерусалиме, чтобы увековечить место погребения своего супруга и своих наследников.

Когда был учрежден религиозный и военный орден тамплиеров, главы этого ордена взяли за образец для своих церквей, или, скорее, для своих часовен (поскольку эти сооружения были небольшого размера), план храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Но если считать, что эти круглые сооружения испытывали на себе восточное влияние, поскольку главное здание, послужившее им прототипом, находилось на Востоке, то их все-таки не следует считать полностью византийскими, так как храм Гроба Господня в Иерусалиме — это памятник римской архитектуры периода упадка.

По образцу церкви монастыря в Вифлееме в XII веке были возведены церкви с трансептами, заканчивающимися полукруглыми апсидами, таковы, например, соборы Нуайона, Суассона, Бонна на Рейне, церковь Сен-Макер на Гаронне.

Но мы опять же не можем считать это влияние восточным, так как церковь Рождества в Вифлееме — это римская базилика с деревянными перекрытиями, которая отличается от Сен-Поль-Орле-Мюр, например, только двумя апсидами на двух фасадах.

Истинный византийский тип — это Святая София в Константинополе, а также небольшие церкви Греции и Сирии, возведенные во времена правления Юстиниана.

Это церкви с куполами, расположенными на четырех парусах свода.

Такие памятники архитектуры имеют прямое, ярко выраженное влияние только на берегах Рейна, чему способствовало предпочтение, отдаваемое искусству Востока Карлом Великим, особенно в западной части Аквитании — такие как имитация собора Святого Марка, например.

В Провансе византийское влияние проявлялось благодаря постоянным связям торговцев Буш-дю-Рон с Грецией, Константинополем и Адриатическим побережьем.

В других областях, если оно и присутствует, то происходит опосредованно, без ведома мастеров, и обусловлено большей частью обменом произведений искусства — тканей, восточных манускриптов в различных галльских провинциях, в том числе благодаря копиям, выполненным архитекторами Карла Великого.

В XI и XII веках отношения Запада с Востоком были довольно тесными, не считая эпохи крестовых походов, когда устремлялись на Восток тысячи бретонцев, германцев, французов, итальянцев и пр. Не стоит упускать из вида значимость восточных религиозных учреждений, которые поддерживали прямые и постоянные отношения с монастырями Запада.

Огромное значение имела торговля, прежнее господство искусств и наук Византийской империи, исключительная культура арабских народов, красота и богатство продуктов их производства.

И, наконец, что касается религиозной архитектуры, — то почитание, с которым все западные христиане относились к зданиям, возведенным на Святой земле — все это оказало колоссальное влияние на культуру Запада.

Вот один из примеров, который, базируясь на, казалось бы, хрупкой основе предположений, фактически позволяет убрать все то гипотетическое, что могло быть недостаточно убедительным с точки зрения людей, которые в археологии справедливо принимают лишь факты.