Архитектурно-функциональные решения

Церковь Сен-Фрон

Церковь Сен-Фрон
Оценить статью

57744942_perigyoСен-Фрон воспроизводит не только форму, но также и размер собора Святого Марка, за исключением некоторых отличий. Передняя часть этого плана позволяет увидеть остатки древней латинской базилики, измененной в конце X века путем возведения купола позади нартекса и размещения колокольни на пролетах прежнего нефа. Церковь Сен-Фрон в то время имела открытый первоначальный экзонартекс, второй сводчатый крытый вход, вестибюль под колокольней и, наконец, основную часть сооружения, перекрытую пятью куполами, опирающимися на широкие подпружные арки и на паруса сводов. Здесь купола и подпружные арки выполнены не так, как в соборе Святого Марка в Венеции, в форме полуциркульной арки, а представляют собой арки стрельчатой формы.

Хотя в то время во Франции еще не использовалась трехцентровая стрельчатая арка, архитекторы Сен-Фрон, мало знакомые с этой системой сводов, безусловно, искали стрельчатую форму, чтобы получить наибольшую прочность и меньший распор. Возведение купола на парусах применяется не только в церкви Сен-Фрон и в церкви городка Периге. В XI и XII веках в Аквитании строили большое число купольных церквей: церкви Суйяка, Кагора, Ангулема, Тремолака, Сент-Ави-Сеньора, Салиньяка, Сент-Эмильона, Сент-Илер в Пуатье, Фонтевро, дю Пюи в Белей и многие другие еще сохранили купола, возведенные на парусах.

Но церковь Сен-Фрон единственная представляет план, скопированный с плана собора Святого Марка. Другие здания, которые мы только что назвали, сохраняют латинский план с трансептом или без, и почти всегда без боковых приделов.

Здесь мы приводим план прекрасной аббатской церкви Фонтевро, которая датируется XII веком и которая обладает рядом из четырех куполов на парусах в нефе, расположенных и подкрепленных так же, как и в соборе Ангулема, с большим мастерством. Вот один из пролетов нефа церкви Фонтевро.

До XIII века влияние купола чувствуется в религиозных сооружениях Аквитании, Пуату и Анжу. Собор в Анже, построенный в начале XIII века, не имеет боковых нефов, а его своды, хотя и с нервюрами стрельчатых арок, представляют в разрезе настоящие купола. Нефы соборов в Пуатье и Мане еще подвержены этому влиянию купола, но в этих сооружениях паруса исчезают, и купол начинает сливаться с пандативным сводом стрельчатого профиля, соединяясь с памятниками архитектуры Иль-де-Франс и севера.

В Оверни, как в центральной части, так и в регионе Луары до самого Невера, была принята другая система конструкции религиозных сооружений. В этих краях с XI века уже стали отказываться от деревянных перекрытий нефов, но боковые нефы латинской базилики были сохранены так же, как и верхняя галерея. Центральный неф был перекрыт полуцилиндрическим сводом на подпружных арках, или без; ползучие арки так же, как и аркбутаны, возведенные на верхних галереях, поддерживали центральный свод, а боковые нефы имели полуциркульную форму благодаря взаимопроникновению двух полуцилиндрических сводов в соответствии с римской моделью.

Конхи сводов завершали алтарь, как в античной базилике, а центр трансепта был перекрыт куполом с прямыми ортогональными, или закругленными по углам гранями, купол поддерживался по углам тромпами или диагональными арками, или даже иногда простыми консольными выступами. Эту систему конструкций религиозных зданий использовали в XII веке, и мы можем встретить ее в Тулузе, в большой церкви Сент-Сернен. Вот план церкви монастыря Сент-Этьен в Невере, построенной во второй половине XI века.

Она представляет собой один из наиболее совершенных типов церквей с нефами, перекрытыми полуцилиндрическими сводами, поддерживаемыми полусводами верхних галерей боковых нефов. Церковь Нотр-Дам дю Пор, Клермон-Ферран, относится к чуть более позднему периоду. Эти стены держатся на двух подпружных арках, построенных на продолжении внешних стен.

В этих зданиях распор сводов хорошо поддерживается. Возможно, именно поэтому они сохранились целыми и невредимыми до наших дней.

И все-таки, несмотря на влияние традиций римской базилики, эти церкви не сохранили над верхней галереей или трифорием окон, которые освещали центральные нефы римских зданий. Необходимость поддерживать цилиндрический свод при помощи непрерывных опор в форме полусвода на галереях не давала зодчим возможности прорезать окна с просветами под центральным сводом.

Нефы этих церквей освещаются только окнами боковых приделов или просветами, сделанными в основании трифория; они узкие и совсем не подходят для тех областей, где мало солнца и пасмурное небо. В Пуату, в некоторых западных провинциях и в отдельных южных населенных пунктах, в XI веке была принята другая система построения церквей и другой способ перекрытия их сводами; боковые нефы возводились до высоты главного, а небольшие крестовые или цилиндрические своды, возведенные на этих боковых нефах, подпирали основной свод.