Архитектурно-функциональные решения

Церковь Сен-Мартен в Лане

Церковь Сен-Мартен в Лане
Оценить статью

73На поверхностях стен церкви Сен-Мартен в Лане середины XII века, упомянутой выше, уже видны контрфорсы, выполненные очень искусно и хорошо соединенные с каменной кладкой постройки. Фронтон южного трансепта этой церкви имеет угловые контрфорсы, сокращающиеся весьма удачно, а также контрфорс, расположенный но оси под розой, чтобы хорошо поддерживать стену.

Поясной карниз под нижними окнами огибает эти контрфорсы и служит первым рядом кладки для ската их второго уступа.

Сверху находятся абаки капителей этих же окон, которые начинают третий уступ, гораздо более мощный с лицевой стороны, чем с боков, чтобы не слишком резко сокращать ширину этих опор.

Только центральный контрфорс имеет третий пояс карниза, сочетающийся с архивольтами верхних окон, в то время как угловые контрфорсы заканчиваются под этим карнизом простым скатом.

Такая свобода — один из положительных моментов архитектуры XII века во времена отступления от романских традиций — породила у строителей церкви Сен-Мартен в Лане идею разместить по концам рукавов креста три квадратные капеллы, перекрыв их лишь двумя крестовыми сводами, что потребовало возвести контрфорс по оси средней капеллы.

Это расположение позволило проделать окно под контрфорсом В, чтобы освещать рукав креста выше входного архивольта центральной капеллы.

Снаружи апсиды монастырской церкви Сен-Ле д’Эссеран мы видим также двухуровневую центральную капеллу, верхние контрфорсы которой держатся на архивольтах нижних окон.

Вес этих контрфорсов распределяется на откосы и разделительные столбы окон.

В XIII веке архитекторы отказываются от подобного совмещения массивов и пустот, контрфорсы возводятся внизу.

Однако такой способ конструкции предоставлял исключительно ценную возможность делить различные этажи здания неравномерно, что во многих случаях было обусловлено внутренним расположением.

Вплоть до конца XII века не задумывались о придании устойчивости контрфорсам за счет верхней нагрузки; старались сделать их более прочными за счет их собственной массы и площади их горизонтального сечения.

Однако на предыдущем примере мы уже видим, что вершина контрфорса выходит за пределы карниза сооружения, и на ней устанавливается пинакль.

Но когда строители уменьшили площадь опор, они заменили слабое горизонтальное сечение этих точек опоры верхней нагрузкой.

Перед тем как изучить последовательные этапы развития способов построения контрфорса в XIII веке, мы должны указать на некоторые разновидности этой важной детали сооружения в основных провинциях.

В Иль-де-Франс, Шампани и Нормандии контрфорсы обычно имеют прямоугольную форму и начиная с романского периода приобретают тот вид, который им подходит, то есть форму опорного столба постепенно сокращающегося объема.

В провинциях, где сохранились галло-римские традиции, таких как Бургундия, Овернь, Пуату, Сентож и Лангедок, вплоть до конца XII века архитекторы старались придать контрфорсам римскую форму.

Их составляли из одной или нескольких выступающих из стены колонн, над которыми возвышались капители, и которые поддерживали антаблемент, сведенный к простой, украшенной лепным орнаментом облицовочной плите.

Снаружи апсидальных капелл церквей Оверни, части территории Гиени, Нижнего Лангедока и Пуату мы видим контрфорсы, построенные в соответствии именно с этой системой.

В Бургундии очень часто эти контрфорсы-колонны завершаются скатом, поддерживаемым капителью.

Иногда контрфорсы XII века в Верхней Марне и вдоль Соны напоминают своей наружной частью форму римских пилястров с каннелюрами и с капителями, являющимися копиями коринфского ордена, как вокруг апсиды собора в Лангре.

Контрфорсы апсидальных капелл церкви Нотр-Дам в Шалон-на-Марне являются лишь выступающими из стены колоннами с каннелюрами, капители которых поддерживают статуэтки, покрытые балдахинами, соединяющимися с карнизом.

Эти традиции были полностью забыты мастерами XIII века.