Архитектурно-функциональные решения

Церковь Сен-Реми в Реймсе

Церковь Сен-Реми в Реймсе
Оценить статью

sen-remi_souht_eastСводы определяют костяк сооружения настолько, что его невозможно возвести, если их точно не разметить перед закладкой постройки. Это правило было настолько хорошо установлено, что если мы увидим церковь середины XIII века, разрушенную до уровня своего основания и от которой остался только план, то мы сможем безошибочно начертить своды, указать направление всех арок и даже их толщину. В конце XIV века наблюдается еще большая строгость в системе построения: изучая основание здания, можно начертить не только число арок сводов, их направление, рассчитать силу их давления на опору, но и определить их профили и декорацию.

В XV веке именно арки сводов спускаются до самой поверхности земли, а опоры представляют собой лишь вертикальные пучки, образованные всеми профилями арки. После этого можно задать себе вопрос, как серьезные люди смогли отвергнуть и отвергают еще до сих пор изучение архитектуры Средневековья, считая ее лишь творением случая?

Сейчас, когда мы вкратце описали историю свода от простого полуциркульного и купола — до стрельчатого нервюрного, нам необходимо вернуться немного назад. Мы видели, как в церквях Оверни, частично в центре Франции, в Бургундии и Шампани с X по XII век над боковыми нефами часто сооружается трифорий, перекрытый сводами, часто либо в виде четверти цилиндра (Сент-Этьен в Невере, Нотр-Дам дю Пор в Клермоне), либо полуциркульными, перпендикулярными нефу (Сен-Реми в Реймсе), либо крестовыми, как в нартексе Везле.

Подобную конструкцию можно встретить также в нескольких нормандских церквях — например, в Мужском аббатстве в Кане, где над трифорием находится упирающийся свод, имеющий в сечении более четверти цилиндра. В церквях на территории королевских владений в конце XII века над боковым нефом возвышалась сводчатая галерея на стрельчатых арках. Это была продольная галерея, которая позволяла в праздничные дни размещать большое число верующих в помещении церкви, поскольку именно благодаря такому способу пространство боковых нефов оказывалось увеличенным вдвое.

Недостаток такого устройства, как мы указали выше, заключался в том, что архитекторам приходилось либо непомерно завышать центральные нефы, либо отказываться от верхних проемов и уменьшать окна. Большинство крупных церквей в королевских владениях и в Шампани, построенные во времена царствования Филиппа Августа, располагают сводчатой галереей, расположенной над боковыми нефами, таковы Собор Парижа, церкви Манта и Сен-Жерме, соборы Нуайона и Лана, хор церкви Сен-Реми в Реймсе, южная часть трансепта собора в Суассоне и т. д. Галереи второго этажа этих зданий сохраняют участок глухой стены в нефе между их сводами и опорой верхних окон, что позволяет использовать покрытия с простыми скатами, как в соборе Парижской Богоматери, в Манте; или же над ними прорезывается трифорий в месте соединений кровли, освещая его, как в Лане, в Суассоне, в Нуайоне.