Архитектурно-функциональные решения

Церковь Сент-Этьен в Бове

Церковь Сент-Этьен в Бове
Оценить статью

74Каковы же были формы этих опор в эпоху Средневековья? Легко можно допустить, что до XII века внешнюю простоту сооружений не нарушали и контрфорсы, лишь слегка выделяясь на фоне очень толстых стен.

В самом деле, в то время они являлись лишь выступающим рядом камней, подкрепляющим основные точки опоры, и оканчивались наверху кладкой так, как это указано на предыдущих рисунках, или покрывались плитой карниза, не выходя за его пределы.

Но когда в XII веке светская школа смогла изменить существующую до сих пор систему конструкций и, оставляя в стороне римские традиции, смогла применить методы и принципы готической конструкции, контрфорс стал основной частью всей сводчатой постройки. Стены оказались лишь заполнениями, предназначенными для того, чтобы ограничить пространство главного нефа наподобие экранов, и практически не придавали устойчивости сооружениям.

Поскольку снаружи контрфорсы представляли собой сооружения, перекрытые сводами из каменной кладки, возникла необходимость четко обрисовать их функцию, придать им формы, соответствующие этой функции, и украсить их как любую другую архитектурную деталь сооружения, которая должна не только быть устойчивой, но еще и сохранять видимость силы. Так, первые готические архитекторы решились придать определенную значимость контрфорсам, которые они должны были возвести в такого типа постройках. Их первые попытки достаточно скромны; традиции романской архитектуры еще оказывали на них некоторое влияние, от которого они не смогли сразу полностью отказаться.

Ясно, что, имея желание использовать для внутренней части сооружения новую систему сводов, они старались сохранить снаружи зданий романский облик, к которому глаз уже привык.

Или же, если контрфорсы должны были значительно выступать на голой поверхности стен, то они старались в манере их украшения передать те архитектурные формы, которые принадлежат скорее опорам, удерживающим вертикальную нагрузку, чем опорам, принимающим горизонтальный распор. Эти попытки достаточно очевидны в Бове, богатом на сводчатые сооружения переходной эпохи. Мы приведем нашим читателям два таких примера. Контрфорс поддерживает стены боковых нефов церкви Сент-Этьен в Бове (XII век); как и вся каменная кладка этого сооружения, он выполнен из мелкого материала, и верхние небольшие колонны, удерживающие карниз, выходят из фундамента, соединенного с постройкой.

Контрфорс, более выступающий, чем контрфорсы церкви Сент-Этьен, принадлежит древней коллегиальной церкви Сент-Эвремон в городе Крей (XII век). Здесь видно, что у архитектора не оказалось другой идеи для украшения этой поддерживающей опоры, как придать ей вид пилястра, декорированного капителями. Не имея понятия о том, как сократить кверху эту опору, он покрыл ее каменным скатом, украшенным чешуйками наподобие черепицы.

Решение декорировать контрфорсы выступающими колоннами по углам и предназначенными для того, чтобы смягчить строгость форм, принадлежит в XII и XIII веках почти исключительно архитекторам бассейна рек Уазы и Эны.

Однако следует заметить, что будучи уже довольно опытными в XII веке в сооружении сводов, они не знали, как совместить последовательное сокращение кверху, которое они должны были придавать опорам для сопротивления наклонному действию силы распора сводов, с внешним видом вертикальной подпорки, сохраненной у этих опор.

Можно заметить следы этой неуверенности и в угловых контрфорсах южной башни церкви Сен-Ле Дэссеран, последовательно надстроенные части которых мы приводим. По поводу этих угловых контрфорсов здесь следует отметить, что существовала определенная трудность, которую архитекторы XII века не смогли изначально решить самым простым и естественным путем.