Архитектурно-функциональные решения

Церковь Сент-Этьен в Кане

Церковь Сент-Этьен в Кане
Оценить статью

1Начиная с XIII века и вплоть до XVI щековые арки, а также нервюры крестового свода украшаются только лишь лепным орнаментом, за очень редким исключением; как, например, в капелле хора церкви Сент-Этьен в Кане, датированной началом XIII века, где нервюры украшены зубчатой резьбой впрочем, следует отметить, что в Нормандии подобные украшения, остатки романской архитектуры, продолжают появляться вплоть до XIII века наравне с готикой то ли вследствие особого пристрастия именно к ним, то ли из-за той легкости, с которой поддается обработке камень в Кане. В XII веке в Бургундии и Иль-де-Франс на подпружных арках и нервюрах еще можно встретить орнамент в виде волнообразной линии, зигзагообразно расположенных ломаных валиков или ромбовидных выступов; как, например, в зале капитула в церкви Везле, на паперти церкви Сен-Дени и др. В хоре церкви Сен-Жерме мы также можем видеть стрельчатые арки, украшенные богатым орнаментом.

Возвращение орнаментов на подпружных и боковых арках, а также на нервюрах происходит в конце XV — начале XVI века, но теперь это выступы, изобилующие лепным орнаментом; одним из ярких примеров такого рода служат подпружные арки хора церкви Сен-Пьер в Кане, однако здесь мы видим уже, пожалуй, чрезмерное увлечение украшением, которое, возможно, не стали бы порицать, если бы оно не разрушало ту самую чистоту линий, которая пленяет нас своей красотой в нервюрах стрельчатых арок, не утяжеляло их и не заставляло бояться, что они могут упасть под этой тяжестью.