Архитектурно-функциональные решения

Церковь Св. Иакова

Церковь Св. Иакова
Оценить статью

Cathédrale-de-Saint-Jacques-de-CompostellesЦерковь Св. Иакова в Ажене (середина XIII в.), так же как и одноименная церковь в Тулузе (2-я половина XIII в.), тоже имеет два нефа. Мы приводим план этого великолепного здания. Капеллы, пристроенные к нефу и полукруглой апсиде, появились только в XIV-XV вв. Вход для верующих располагался с южной стороны правого нефа, а сиденья для монахов находились в передней части левого нефа А. У стены правого нефа, выходящей на клуатр С, стояла кафедра, следы которой ныне едва заметны, а сама она давно разрушена, однако подтверждением ее существования служит план, сохранившийся в администрации г. Тулузы.

Орден отшельников Св. Августина, хотя и был основан значительно раньше нищенствующих орденов (францисканцев и доминиканцев), обладал до их появления весьма слабым влиянием и стал развиваться только одновременно с ними, а в XIII, XIV и XV вв. даже стяжал особое покровительство королевского дома Франции. Впрочем, монастыри братьев-августинцев еще долго сохраняли облик первоначальной простоты; в церкви был один неф, к которому иногда пристраивали боковые приделы, не было ни трансепта, ни блестящих часовен или башен: подобные церкви ордена Св. Августина были выстроены в Париже. План монастыря августинцев Сент-Мари-де-Во-Вер близ Брюсселя, который дает нам наглядное представление о том, как выглядели учреждения данного ордена на пике своего развития, в конце XV века.

А — церковь без трансепта и башен, как это обычно было принято в монастырях августинцев; В — библиотека в виде длинной галереи над клуатром; С — дортуары монахов; D — дортуар мирян; Е — большой клуатр для монахов; F — клуатр для мирян; G — трапезная; Н — лечебница; I — кухня, соединенная с трапезной при помощи небольшого крытого мостика. К — жилые помещения, в которых останавливались посетители-мужчины, L — помещения для посетителей-женщин; М — дома ремесленников; N — покои, предназначенные для императора (Карла V); O — дуб, под сенью которого, согласно легенде, однажды укрылись семь коронованных особ; Р — главные ворота монастыря; R — коровники и склады с провизией; S — сады с лабиринтом, аллеи, часовни и т. д. Этот приют был просто великолепен, расположенный среди лесов, в долине, омываемой прекрасными реками, вблизи лугов и садов, неудивительно, что короли почитали подобные заведения приятным местом для отдыха вдали от повседневных забот и придворного этикета; и если в архитектуре монастырей и сохранились черты первоначального стремления к простоте, свойственного этому ордену, то сами они превратились в прелестные резиденции, удачно расположенные и обладающие всем необходимым для приятной и спокойной жизни.

Стремление к роскоши и лености неминуемо получило распространение и в этих стенах с того момента, как деревянные хижины и неплодородные земли сменились просторными постройками и плодоносными садами, а сами монастыри превратились в любимое место отдыха суверенов с их излюбленными развлечениями — охотой или рыбалкой, дополненными возможностью вести беседы с умными, хорошо образованными людьми, пользоваться хорошими библиотеками, а самое главное, обрести покой и свободу среди полей и лугов. Вероятно, благодаря учреждению нищенствующих орденов религиозная жизнь смогла продолжить свое развитие и, по крайней мере, в течение некоторого времени еще сохранялось ее внутреннее единство. Однако ее влияние уже было несопоставимо с мощью, которой обладал некогда орден бенедиктинцев, героические времена святых Гуго и Бернара прошли.

Начиная с XIII века в монастырской архитектуре более не появляется столь гармоничных единых ансамблей, которые так привлекали нас в Клюни, Сито или Клерво; первоначальный порядок изменяется с каждым днем, происходит разделение служб, а сам монастырь приобретает черты светской архитектуры.