Архитектурно-функциональные решения

Церкви Сен-Совер

Церкви Сен-Совер
Оценить статью

12В древней церкви Сен-Совер в Невере, обрушившейся в 1839 году, существовала любопытная капитель начала XII века, на которой была изображена церковь, которую мы здесь приводим. Эта церковь полностью византийская — в центре находится купол, расположенный на парусах свода, которые скульптор наивно изобразил в виде подпружных арок, появляющихся снаружи, на высоте крыш.

Трансепт, завершающийся полукруглыми апсидами, конструкция из каменной кладки, которая напоминает украшенные элементы греческих церквей, отсутствие контрфорсов, распространенных в это время во всех французских церквях, перекрытия, не имеющие ничего общего с западными традициями строительства; цилиндрическая колокольня, установленная рядом с нефом, но не связанная с ним в соответствии с обычаями Востока; квадратная дверь, над которой не возвышается архивольт, небольшие полукруглые окна — все выдает византийское сооружение, как и собор Святого Марка в Венеции, в котором византийского — лишь купола на парусах свода и нартекс, и план которого напоминает единственную восточную церковь, разрушенную сегодня, церковь Святых Апостолов.

Итак, в Невере в XII веке ремесленник-скульптор на капители изобразил церковь по восточному образцу.

Следует полагать, что либо он воспроизвел небольшую модель, привезенную с Востока, либо сам побывал в Греции или в Сирии, либо ему передали для воспроизведения изображение византийской церкви.

В любом случае это доказывает, что в тех краях, где осуществленные религиозные постройки не имели ничего, что напоминало бы византийскую архитектуру в плане или в деталях украшения, тем не менее, имели определенное представление о том, что же такое византийская церковь.

С искусством Востока считались и, как следствие, испытывали на себе его влияние.

Но, как мы уже отметили, это влияние не везде проявляется одинаково.

Это более или менее хорошо изученное искусство, которое каждая область использует в соответствии со своими актуальными потребностями — либо для строительства, либо для планирования, либо для декорирования своих религиозных сооружений.

В Перигоре, Ангумуа и части территорий Пуату и Сентонжа образцом служил именно византийский купол на парусах.

В Оверни — купол на тромпах, образованный концентрическими арками, фигурная и разноцветная кладка.

На берегах Рейна — грандиозные планировочные решения и архитектурные украшения, в искусстве создания которых византийские мастера достигли небывалых высот.

В Провансе — изящество профилировки, апсиды со срезанными углами, которые напоминают устройство греческих церквей.

В Нормандии и в Пуату можно встретить чешуйчатые орнаменты, зигзаги, геометрические сочетания и плетенку, чрезвычайно распространенные в христианской скульптуре Востока.

Крестовые походы лишь незначительно способствовали распространению византийского искусства на Западе.

Именно в тот момент, когда войны на Востоке приобретают большое значение, западная архитектура отказывается от своих галло-римских и византийских традиций, чтобы начать развиваться совершенно в ином направлении.

В западной религиозной архитектуре, остававшейся в руках клириков, неизбежно должны были присутствовать восточные детали.

Благодаря тесным взаимоотношениям религиозных учреждений Запада со Святой землей и всем Востоком или севером Италии, которая более, чем какая-либо другая часть западной территории, была охвачена влиянием византийского искусства.

Но когда строительство во Франции в середине XII века стало уделом светских мастеров, последние начали применять свои знания и опыт, не имея в своем распоряжении источников, к которым обращались зодчие религиозных орденов.

Они вынуждены были обращаться к монастырской архитектуре, к опыту и знаниям, накопленным монастырскими орденами.

Таким образом, возникла новая традиция строительства, где в равных пропорциях присутствовали восточные и западные тенденции, дополненные мастерством местных зодчих.