Архитектурно-функциональные решения

Часовня Сент-Шапель

Часовня Сент-Шапель
Оценить статью

82Даже сами окна в Париже относительно узкие, а здесь широкие; их переплеты прочерчены рукой мастера и напоминают красивые секции лучших окон собора Реймса. У окон святой часовни Сент-Шапель в Париже есть один недостаток, который проявился бы намного сильнее, если бы эти окна не ослепляли блеском своих витражей; он заключается в том, что колонки переплетов чрезмерно длинные и что их верхние переплетения начинаются только у основания стрельчатых арок.

Это придает окнам хрупкий и бедный вид, который архитектор хотел скрыть снаружи, где витражи не производят никакого впечатления деталями архивольтов и вимпергами, упомянутыми выше.

В капелле Сен-Жермен нет ни одной лишней детали: сама конструкция представляет собой украшение; и ни в чем не обвиняя Пьера де Монтеро, можно сказать, что, если бы у архитектора часовни Сен-Жермен (возможно, выходца из Шампани) были в распоряжении такие сокровища, которые использовались для строительства капеллы в Париже, он смог бы сделать памятник, который по композиции стал бы намного значительнее того, которым мы восхищаемся в Сите.

Он смог (а это встречается довольно редко) согласовать свою архитектуру с масштабом памятника и, располагая скромными ресурсами, придать ему размах высокого здания.

В Сент-Шапель в Париже можно отыскать следы действий наугад, поиска, которые, скорее, занимают разум, чем очаровывают.

В Сен-Жермен все ясно и понятно с первого взгляда.

Автор этого произведения был уверен в своем искусстве; это был одновременно человек со вкусом и первоклассный ученый.

Внутренняя часть здания была расписана, и окна, вероятнее всего, были украшены витражами.

Нет необходимости говорить, что их эффект должен был быть необычайным уже хотя бы по причине огромной площади, которую они занимали.

Ничто не указывает на то, что над этой часовней возвышался шпиль.

Совсем не видно и специальных мест в нефе, как в Сент-Шапель дю Пале, предназначенных для важных персон.

Надо сказать, что капелла Сен-Жермен ан Лэ была всего лишь просторной молельней замка небольшой значимости.

Все детали этого прелестного здания выполнены с большой заботой; его красивая скульптура равно, как и ее вид, полностью обязаны школе Шампани.

Богатые аббатства также хотели соперничать с правителем, возводя большие молельни, независимые от их церкви.

Мы уже говорили, что аббаты Сен-Жермен де Пре заказали архитектору Пьеру де Монтеро построить капеллы Пресвятой Девы около своей трапезной.

Аббаты являлись феодальными сеньорами и хотели подражать всему тому, что делал сюзерен в своих владениях; таким образом, в пределах многих аббатств к середине XIII века стали возводить большие отдельно стоящие капеллы, строительство которых не всегда было продиктовано острой необходимостью.

Настоятель Сен-Мартен дю Шамн в Париже к этому времени также возводит две большие капеллы, одна из них посвящена Богоматери, другая — Святому Михаилу.