Архитектурно-функциональные решения

Cобор Парижской Богоматери

Cобор Парижской Богоматери
Оценить статью

47447249__sym0108Собор в Бурже — это практически собор Парижской Богоматери, но без галереи второго этажа. Поперечный разрез этого огромного собора, который мы приводим здесь, демонстрирует нам первый боковой неф А без галереи. Изолированные опоры возвышаются вплоть до самых сводов, которые в соборе Парижской Богоматери находятся на втором этаже. Проемы В, которые в Париже могут освещать неф, только проходя через аркаду верхней галереи, освещают неф в Бурже беспрепятственно.

Один только второй боковой неф С имеет те же размеры, что и парижский, и освещается прямыми проемами D. Два трифория ЕЕ декорируют стены в месте сочленения перекрытий FF нефов. Своды освещены окнами G, прорезанными над верхней частью первого бокового нефа, как в соборе Парижской Богоматери над кровлями первого бокового нефа, расположенными выше галереи.

Возможно, что именно в Бурнее более, чем где-либо еще, столь заметны усилия строителей, предпринятые ими для сокращения высоты религиозных зданий в самых жестких пределах. Рассмотрим этот поперечный разрез: невозможно соорудить наружный боковой неф ниже, чем С, его необходимо перекрыть; высота первой кровли F неизбежно определяется уклоном, необходимым для черепицы; неф нужно осветить, окна В — широкие и низкие, они в некоторой степени определяют высоту внутреннего нефа А. Своды этого придела также нужно перекрыть, высота перекрытия дает основание окнам G. Сами по себе эти верхние окна небольшие, и за счет сокращенных пропорций они определяют высоту больших сводов. Такие же пропорции имеет неф Парижского собора; в Бурже высота нефа под замком свода приблизительно в три раза превосходит ширину.

Таким образом, прежде чем искать символическую идею в высоте готических нефов, давайте увидим в этом необходимость, которой зодчим пришлось подчиняться в течение пятидесяти лет, прежде чем они смогли разрешить эту проблему, а именно: научиться возводить большие сооружения, перекрытые сводами исключительной ширины, придать им устойчивость, достаточное освещение, и всем частям сооружения — удачные пропорции. Конечно, эта проблема еще не была решена в соборе Бурже. Одиночные пилоны нефа непомерно длинны, окна укороченные, галереи трифория низкие, первый и второй боковые нефы не согласуются в пропорциях.

Если двойные боковые нефы были необходимы рядом с трансептом и хором, то они совершенно не использовались в нефах, поскольку могли служить только для религиозных процессий. Вскоре от них пришлось отказаться. Сохранился лишь единственный боковой неф соборов, став при этом шире.

Узость двойных или простых боковых нефов в церквях конца XII и начала XIII века была продиктована опасением, что распор их сводов вызовет смещение опор вовнутрь. В хоре Бове, построенном на десять лет позднее хора в Бурже, мы можем наблюдать то же расположение единственного бокового нефа, который открывает вход в капеллы.

Трифорий закрывает сочленение кровли этих капелл, а окна, освещающие непосредственно хор, находятся над трифорием под сводами. В соборе Мана хор с двойным обходом, построенный в первой половине XIII века, имеет почти такой же разрез, как и в Бурже. Но он гораздо лучше рассчитан, пропорциональные отношения между двумя боковыми нефами соблюдаются лучше, верхние окна не такие короткие, радиальные капеллы получают большее развитие, вся система конструкции более совершенна.

Но в королевских владениях с 1220 года в конструкции (хора) церквей применяли более простые и широкие части. Так же, как в нефах, сначала заменили узкие боковые части одной широкой, отказавшись одновременно от двойного бокового обхода в алтарной части, который вынуждал строителей в Шартре, Бурже и Мане строить невысокие алтарные капеллы. Возникла необходимость увеличить эти капеллы и, как следствие, сделать их более высокими и лучше освещенными.

Если в соборе Парижской Богоматери Мориса де Сюлли и существовали апсидиальные капеллы, что маловероятно, то они могли быть лишь очень маленькими и низкими. В Бурже и Шартре эти капеллы представляют собой ниши, способные вместить только алтарь, они разделены простенками, через окна которых в обход проникает дневной свет.

В Реймсе, а особенно в Амьене, эти капеллы такие же высокие, как и боковой неф, и занимают все пространство, заключенное между контрфорсами, поддерживающими верхние аркбутаны; они включают даже их толщину. Итак, трифория больше нет между архивольтом входа этих капелл и боковой аркой обхода, как в Бове, хор которого представляет собой исключение. Трифорий существует лишь между архивольтами бокового нефа и основанием верхних окон.

Но здесь нам нужно еще немного вернуться назад. Мы сказали и показали на примерах, что трифорий в церквях, построенных в период с 1160 по 1220 год, находился в месте соединения кровли боковых нефов.