Архитектурно-функциональные решения

Деревянные фасады домов

Деревянные фасады домов
Оценить статью

32После окончания Столетней войны, в XV веке, когда англичане были вынуждены покинуть север и запад Франции, в период правления Людовика XI наметилась явная тенденция тс процветанию городского населения. Стали строить много частных домов в Париже, Реймсе, Орлеане, Бове, Руане, во всех городах Нормандии, Пикардии и Иль-де-Франс.

Вследствие этого территории, отводимые под застройку, стали больше, по-прежнему оставалось свободным передвижение на уровне нижнего этажа, откуда исчезли портики, опорные столбы и колонны которых становились препятствиями, фасады делали в виде выступов на уровне пола второго этажа.

Эти фасады превращались таким образом в широкие выступающие лоджии, выступ которых по отношению к гладкой стене нижнего этажа мог равняться двум метрам.

Витрины лавок при этом оказывались полностью под навесом.

Подобные конструкции чаще всего использовались на улицах, примыкавших к рынку, которые практически всегда были окружены портиками.

В Реймсе мы видели дом, деревянный фасад которого великолепно сохранился снизу доверху, он опирается на пять крепких подкосов и его выступ равняется 1,65 м над улицей.

С одной стороны каменная промежуточная стена А несет камины, а ее узкий торец становится опорой для двух подкосов.

С другой стороны смежная стена состоит только из деревянных панелей.

Деревянные статуи, которые украшали угловую стойку со стороны торца каменной стены, не сохранились; но два крайних наружных подкоса сохранили свои скульптурные украшения: одна из статуй представляет Самсона, убивающего льва, а другая — Святого Михаила, повергающего демона.

Этот деревянный фасад, сделанный в виде выступающей лоджии с боковым окном, выполнен с высоким уровнем мастерства; и, вероятно, все стыки расположены идеальным образом, поскольку вся деревянная конструкция не подверглась ни малейшей деформации, хотя нигде мы не видим креста святого Андрея.

Промежутки между балками оштукатурены под камень и обмазаны.

Приведем также в пример дом в Руане с деревянным фасадом в четыре этажа, который был построен немного раньше, чем тот, который мы только что упоминали, а именно в первой половине XV века, и находился на углу двух улиц.

Деревянные панели каждого этажа немного выступают одна над другой, в результате площадь четвертого этажа немного больше, чем та, что занимает нижний этаж.

Карниз у основания щипца крыши представляет собой ряд машикулей.

В XV в. окон в таких деревянных домах становится больше, а их размер уменьшается; это было обусловлено особенностями конструкции, когда деревянные панели становились все более высокими.

В самом деле, подобные конструкции уже по самой своей природе как бы предрасполагают к игре с ними.

Большие оконные рамы были больше подвержены деформациям или искривлениям из-за изменений, которые обычно происходят с деревянными деталями.

Приходилось без конца их снимать и подправлять, в то время как рамы меньшего размера менее подвержены влиянию температуры и легче приспосабливаются к осадке всей деревянной конструкции.

Кстати заметим, что подоконные стенки этих окон обязательно снабжены крестом святого Андрея, что препятствует отклонению столбов оконных рам, и при этом вес деревянных панелей распределен на угловые опоры при помощи разгрузочных конструкций каждого этажа.

Однако жители северных городов Франции все больше стремились к тому, чтобы сделать открытыми деревянные фасады домов.

В конце XV в. они образовывали настоящие фонарики, который представляет также один из домов в Руане.

Крест святого Андрея препятствует движению деревянных панелей, которые, впрочем, сделаны по всем правилам столярного искусства.

Тем более, что именно в этот период внешний облик дома теряет черты только деревянной конструкции, но становится похожим на некий предмет обстановки, вроде огромного сундука.