Архитектурно-функциональные решения

Единство религиозной власти

Единство религиозной власти
Оценить статью

10Епископы, как и архитекторы тех времен, должны были подчиняться политическим и религиозным реалиям, которые не позволяли им выбирать средства. Бедные епархии должны были строить огромные и великолепные соборы наравне с богатыми епархиями.

И поэтому не будем осуждать архитекторов, которые, будучи поставлены в неблагоприятные условия, имея недостаточно средств, смогли, однако, с редким искусством реализовать проекты, навязанные нуждами своего времени, и возвести здания, которые близки к своему разрушению сегодня, но которые простояли как минимум шестьсот лет, после того как выполнили свою миссию.

Могли ли епископы, скрывающие свою бедность под торжественной и пышной оболочкой, чтобы выдержать конкуренцию с великими творениями национального единства, похвастаться единством религиозной власти?

Не достойны ли похвалы смелые архитекторы, которые, не останавливаясь перед материальными трудностями, непреодолимыми для нас, смогли возвести сооружения, сохранившиеся и по сей день.

Не они ли поспособствовали развитию архитектурной науки и мастерства в большей мере, чем их коллеги, творившие в более благоприятных обстоятельствах?

Живопись, скульптура, музыка и поэзия должны оцениваться в абсолютной степени, поскольку художник, скульптор, музыкант и поэт могут уединиться от всех, ведь для реализации задуманного им необходимо лишь немного бумаги, кусок камня или мрамора, инструмент или письменная принадлежность.

Но архитектор подчинен обстоятельствам, абсолютно незнакомым вышеперечисленным мастерам, обстоятельствам, которые гораздо сильнее его. Так, одной из ярких черт религиозной архитектуры, начало которой было положено светскими мастерами в конце XII века, является необходимость соглашаться со всеми требованиями, способность использовать самый богатый и самый нагруженный в смысловом отношении декор, который когда-либо применялся в сооружениях, или самые простые формы и самые экономичные приемы.

Если в это время некоторые крупные церкви демонстрируют богатство, которое контрастирует с крайней нищетой используемых способов построения, это объясняется требованиями, причины которых мы только что указали, и это причины такой важности, что им необходимо было подчиниться.

«Прежде всего собор должен быть просторным, роскошным, сверкающим витражами, украшенным скульптурами.

Не важно, что средства скромны!

Нужно удовлетворить эту религиозную потребность, значимость которой выше всякой другой.

Давайте будем довольствоваться несовершенным фундаментом, не лучшими материалами, но возведем церковь, не похожую ни на какую другую в епархии!

Неважно, что она быстро разрушится!

Нужно, чтобы она была возведена, если она рухнет, наши преемники построят другую…

» Вот как должен был рассуждать епископ конца XII века, и если он заблуждался относительно искусства, то он был полностью прав с точки зрения религиозного духа единства.