Архитектурно-функциональные решения

Феодальная архитектура

Феодальная архитектура
Оценить статью

25В XII веке монастырская архитектура достигла своего апогея и более не развивалась. Святой Бернар пытался вернуть ей былую значимость, предписав в качестве главного условия простоту, однако после его смерти черты пуританской архитектуры, которую он хотел взять за основу для религиозных учреждений, постепенно исчезли под влиянием общего потока развития.

В то же время военная феодальная архитектура и искусство домостроения развивались ускоренными темпами; римская культура более не играла существенной роли, поскольку сеньоры и буржуа хотели иметь искусство, которое могло бы гибким образом отвечать их потребностям и меняющимся нравам.

Как только власть церковных учреждений ослабела, пробудилось муниципальное и даже политическое самосознание и еще до окончания века искусство и производство оказались в руках городских властей, которые еще 50 лет назад вынуждены были обращаться за разрешением к настоятелям монастырей, представляя на их суд планы любых работ, будь то строительство дворца или замки на воротах.

Было бы крайне интересно иметь возможность взглянуть на городские дома XI века, то есть той эпохи, когда галло-римские и просто галльские традиции причудливым образом смешивались с чертами архитектуры, привнесенной с севера германцами и норманнами.

Об этом периоде мы располагаем лишь неполными сведениями, почерпнутыми из рукописей; впрочем, они позволяют нам сделать вывод, что деревянные постройки тех времен напоминают прежде всего образцы деревянного строительства в Дании, Тироле и Швейцарии.

Внешний вид городского дома во Франции конца XI — начала XII вв. нисколько не напоминает римские жилища.

Окна больше не выходят исключительно во внутренний двор, но на улицу, а двор, если и существует, то предназначен для домашних служб.

С улицы, поднявшись на несколько ступенек, сразу можно было попасть в главный зал. Если это был дом достаточно влиятельного горожанина, то позади первой комнаты, в которой принимали гостей и обедали, располагалось еще одно помещение, которое служило кухней, а в обычные дни — столовой; спальни находились на втором этаже.

Однако вместо долгих объяснений предоставим наглядный план.

Дома начала XII века.

С улицы можно было попасть в зал А по боковой лестнице, которая была снабжена сначала одной лестничной площадкой со скамейкой, а другая располагалась перед входной дверью.

Вторая лестничная площадка располагалась, как правило, на специальном выступе или была пристроена у внешнего угла, опираясь на небольшую колонну; таким образом, она служила навесом над входом в погреб.

Сами погреба были обычно просторными, тщательно построенными, со сводчатым потолком и центральной колонной.

Иногда они даже были двухэтажными, особенно в винодельческих регионах.

Рядом с тяжелой кованой входной дверью располагалось окошко для того, чтобы иметь возможность взглянуть на тех, кто стучится в дом. Из первой комнаты, в которую свет проникал через окно, выходящее на улицу, а в теплое время и через открытую дверь, мы попадаем на площадку, которая ведет к винтовой лестнице, по ней можно подняться на второй этаж, а если пройти под ней, то выходишь во внутренний дворик D, который обычно был общим для нескольких домов и где находился колодец.

В этот двор выходили окна заднего помещения С, служившего кухней.

На втором этаже мы видим точно такое расположение комнат; в первой обустраивали спальню хозяев, в следующей была комната для слуг.

Единственная разница в том, что второй этаж, как правило, строился из дерева.

Широкие окна занимали примерно половину всей площади стены, покрытой выступающей крышей, поскольку все здание, чаще всего двойное в эту эпоху, очень редко выходило фронтоном на улицу.

Деревянный фасад второго этажа, сделанный из крупных деталей, поддерживался прочными балками, которые опирались на внутреннюю перегородку и закреплялись при помощи строительного раствора; поверх штукатурки острием наносились рисунки.

Нижняя часть выступов крыши и сама деревянная панель были окрашены в яркие цвета: желтый и черный, белый и коричневый, красный и черный.

Помимо плана мы приводим вид одного из фасадов такого дома Романской эпохи.