Архитектурно-функциональные решения

Формы капелл

Формы капелл
Оценить статью

76Многоугольная форма капелл, принятая с XIII по XVI век, требует установки пирамидальной кровли, и, поскольку архитекторы того времени очень тонко чувствовали эффект, производимый архитектурной массой, они не могли не быть шокированы отсутствием необходимого здесь завершения. Общий принцип стрельчатой готической архитектуры заключался в том, что у каждой части сооружения должна быть собственная кровля.

Мы готовы допустить, что в соборе Нарбонны никогда не собирались покрывать апсидальные капеллы ничем другим, как платформами из плит, но вместо балюстрады эти капеллы были увенчаны зубцами.

Собор Нарбонны был одновременно и церковью, и почти крепостью, и в этом случае наличие платформ было оправданно; но это лишь исключение.

Что касается апсидальных капелл собора Лиможа, отсутствие пирамидальной кровли противоречит их общей композиции, относящейся исключительно к северной архитектурной школе.

Одна из этих капелл, а именно апсидальная имеет очень редкую даже для XIV века особенность: ее окна увенчаны ажурными вимпергами; эта часть собора Лиможа датируется концом XIII века.

В остальном же в построении апсидальных капелл собора Лиможа обнаруживаются те же элементы, что были в Амьене, Бове и Кельне.

Однако, помимо ажурных вимпергов, являющихся исключением, в Лиможе, так же как и в Клермоне, балюстрада апсидальных капелл проходит перед большими ступенчатыми контрфорсами.

Можно только сожалеть о том, что такое расположение не использовалось ранее архитекторами, возводившими капеллы в соборах Амьена и Кельна, так как оно служит переходом от нижнего большого контрфорса к верхнему, являющемуся упором для аркбутанов.

Кроме того, благодаря такому расположению легко ухаживать за всем в этом здании и чистить водостоки.

Апсидальные капеллы собора Лиможа возведены на огромном гранитном основании, который поглощает их собственные основания.

Начиная с этого момента (последние годы XIII века) строительство апсидальных капелл в каждом случае идет по-своему; до XVI века архитекторы делают одни и те же ошибки, что касается общего построения, а разница, которую можно было бы отметить между капеллами XV и XIII века, касается только меняющихся архитектурных деталей.