Архитектурно-функциональные решения

Гандзасарский собор: синтез скульптуры и архитектуры

Гандзасарский собор: синтез скульптуры и архитектуры
Оценить статью

qanzasar2Стены Алби-Ерды выложены из плитняка. Из такого же плитняка был выложен коробовый свод. Стены были оштукатурены. Оконные перемычки — арочные, дверные — из дубовых балок. По архитектурной типологии, это традиционный храм в виде однонефной базилики с двумя приделами по сторонам. Полукруглые алтари всех трех объемов вписаны в одну плоскую снаружи восточную стену.

Тхаба-Ерды поставлен на склоне горы на правом берегу Ассы. Внизу с южной стороны из бокового ущелья течет речка Тхобачоч, впадающая в Ассу. Названием речка явно связана с храмом. К западу от Тхаба-Ерды на основных перевальных тропах сохранилось около двух десятков языческих святилищ.

К названным храмам через горную Ингушетию ведут три маршрута: первый (верхний), который проходил вдоль Скалистого хребта: Таргимский храм Бархин-Лейми-Делитэ- перевал Цей-Лам, далее в долину Армхи и на юг в Грузию; второй (средний): Алби-Ерды-Эгикал-Оздик-Карт-Дошхакле перевал Цей-Лам; тропа поднимается по долине речки Галгайче; третий (нижний): Тхаба-Ерды-Кязи-Лялах- Хяни-Сапги, далее в долину Армхи. Тропа поднимается по речке Сарту. Вверх через Тумги тропа идет на перевал Цей-Лам, где на старой тропе стоят три менгира с крестами с южной стороны. Это могли быть своеобразные указатели, обозначавшие начало трех дорог к трем храмам. Левая — к Таргимскому, средняя — к Алби-Ерды, правая — к Тхаба-Ерды. С пред кавказской равнины дорога к двум первым храмам поднимается по долине Ассы, к Тхаба-Ерды — по долине реки Фортанга, которая течет также с гор на север восточнее Ассы. На ней сохранился древний замковый комплекс Цеча-Ахк. С перевала на Скалистом хребте тропа спускается вниз и идет через селения Ний, Пялинг к храму. Здесь стоят боевые башни, отмеченные крестом на «Голгофе».

Анализ исторической топографии позволяет предположить, что три указанных храма являлись монастырскими при новом маршруте Великого шелкового пути. Монастыри выполняли функции караван-сараев. Здесь купцы могли найти приют на ночь и укрыться в случае опасности. Архитектура храмов свидетельствует в первую очередь о грузинском культурном присутствии в данном регионе.

LEAVE A RESPONSE

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*