Архитектурно-функциональные решения

Графский дворец в Пуатье

Графский дворец в Пуатье
Оценить статью

2_1305869387Очевидно, что дворцы, королевские резиденции в Средние века строились постепенно. По обычаю, который мы и по сей день можем видеть на Востоке, каждый новый принц добавлял к уже существующим зданиям еще одну спальню или зал, в зависимости от собственных вкусов или насущных потребностей. Единого проекта всего ансамбля, согласно которому строились бы часть за частью, не существовало, поэтому сеньоры вовсе не стремились к сохранению архитектурного единства, когда отдавали приказы о постройке нового здания возле тех, что уже были выстроены их предшественниками, однако они старались придать ему какие-то особые черты, таким образом отметив свой собственный приход к власти, запечатлев в камне типичные черты новой эпохи и современного вкуса, предпочитая построить новые здания, нежели пользоваться старыми. Эти резиденции отличались не только многообразием входивших в них зданий, но и разнообразием архитектурных черт, и если основные составляющие части были по сути одинаковыми, то их воплощение отличалось в зависимости от провинции.

Здесь строили просторную капеллу внушительных размеров, там — ей отводили роль скромной молельни. В одних дворцах донжон был действительно важным оборонительным сооружением, в других — он был всего лишь немного более высоким и прочным зданием, чем все остальные.

И только парадный зал неизменно был просторным и составлял основную часть резиденции, ибо именно здесь вершилось правосудие, проходили важные ассамблеи; как и в замках, к нему вело широкое крыльцо, возвышавшееся над сводчатыми погребами. Например в Труа, дворец графов Шампани, располагавшийся по соседству с церковью Сент-Этьен, которая одновременно служила графской часовней, занимал, если сравнивать с протяженностью церковных владений, довольно скромную площадь; дополнительные постройки были немногочисленны, зато парадный зал занимал территорию 52 метра в длину и 20 метров в ширину. Квадратная башня, расположенная к северу от церкви, служила одновременно сокровищницей и донжоном.

Жилые помещения, расположенные на втором этаже, над сводчатым залом внизу, представляли собой анфиладу комнат в боковом крыле при парадном зале, которое было построено с западной стороны от церкви; их окна выходили на один из рукавов Сены. С южной стороны от дворца располагался сад, а с северной — небольшая площадь; именно здесь располагалось широкое крыльцо, служившее главным входом в парадный зал. Впрочем, дворец в Труа служил резиденцией графов Шампани только до 1220 г.; затем они предпочли обосноваться в Провене. Развалины графского дворца в Пуатье — одни из наиболее живописных во Франции.

Дворец был возведен Каролингами еще на фундаменте римских построек, затем неоднократно бывал разрушен, пока, наконец, его не восстановили по приказу Гийома Великого в начале XI века; впрочем, ни одна из построек тех времен не сохранилась. Строительство парадного зала, который мы можем видеть сегодня, приписывают сыну Гийома, Ги-Жоффруа, однако в его архитектуре слишком много черт, характерных для конца XII века, а Ги-Жоффруа скончался еще в 1086 году, так что надобно подыскать другого заказчика этого здания. В 1346 году дворец в Пуатье был сожжен англичанами и в 1395 году восстановлен Иоанном, герцогом Берри и графом Пуату.

При нем была построена торцовая часть большого зала с огромным камином, а также донжон, который существует до сих пор, хотя и в сильно измененном виде, и служит теперь для заседаний суда присяжных. Великолепное здание этого дворца представляло собой прямоугольную трехэтажную постройку с четырьмя круглыми башнями по углам, увенчанную машикулями и зубцами.

А — парадный зал, В — донжон. Другие помещения находились в месте, обозначенном С, но в наши дни от них практически ничего не осталось.

В части R проходила городская стена Галло-римской эпохи, которая послужила фундаментом для парадного зала, вход в который располагался в D. Из-за отклонения направления общей дороги донжон был расположен немного в стороне, так, как указано на плане. Этот донжон не похож на другие, которые мы можем видеть в замках, которые представляют собой либо обычную башню, либо совокупность укрепленных зданий, как например, в восточной части замка Пьеррфон. Донжон дворца в Пуатье сам по себе представляет небольшой замок, в котором на каждом этаже расположен зал, а в башнях — спальни.

Он выглядит как крепость, но на деле представляет собой всего лишь жилой корпус, освещенный широкими оконными проемами и нисколько не пригодный для защитных целей; он скорее приближается к гражданской архитектуре, а башни и машикули здесь не более чем атрибут феодальной власти.