Архитектурно-функциональные решения

Капелла дворца Бурбонов

Капелла дворца Бурбонов
Оценить статью

80С середины XIII века строительство Сент-Шапель оказало огромное влияние на капеллы, возводимые вельможами, и ее план использовали в качестве типового. По примеру короля, основатели сеньориальных капелл декорировали их самым роскошным образом и пополняли свои сокровищницы вазами и ценными украшениями.

В особняке Сен- Поль в Париже, ставшем одной из наиболее традиционных резиденций королей Франции в течение XIV-XV веков, была капелла, «в которой Карл V установил каменные фигуры, представляющие апостолов, — пишет Соваль.

— Карл VI приказал Франсуа Дорлиену, самому знаменитому художнику того времени, расписать их. Платья и мантии апостолов были расписаны золотом, лазурью, разрумянены киноварью и инкрустированы кварцем.

Их головы украшали круглые деревянные диадемы (нимбы), ныне забытые, и которые по всей своей окружности также сияли золотом, лазурью, красным и белым цветом…

В Лувре Карл V окружил главную капеллу тринадцатью большими фигурами пророков со свитками в руках, (установленными) в маленькой деревянной колокольне, заканчивающейся башенкой, куда он приказал установить маленький колокол.

Окна ее были расписаны изображениями мужских и женских святых, сидящих на тронах, завершенных балдахинами».

Молельни в королевских капеллах, наподобие тех, что еще существуют в Венсенне и поныне, содержали реликвии, были снабжены каминами, коврами и аналоями.

Капелла дворца Бурбонов была одной из наиболее богатых среди капелл резиденций принцев в Париже.

Опять же, по словам Соваля: «Людовик II (герцог Бурбонский), как набожный и либеральный государь, чрезвычайно заботился о строительстве и украшении капеллы: ее свод был расписан позолотой, вся она была покрыта богатыми украшениями, все оконные переплеты очень аккуратно вырезаны, витражи весьма живых цветов.

Наконец, каменные геральдические лилии, которыми заканчивается каждый оконный переплет, так замечательно подходившие для часовни принца крови, ярко свидетельствуют о том, что он не скупился на расходы…

С левой стороны от алтаря он приказал сделать молельню столярной работы с просветами, где он водрузил четыре больших гербовых щита; на первом был выгравирован герб Карла VI, так как эта часовня была закончена именно при его царствовании; герб Карла, дофина, занимал второй щит, на третьем был изображен его собственный герб; а на последнем — герб Анны, его жены, дофины Оверни.

Именно в этой молельне король обычно слушал мессу».

И не только в Париже стремились к роскошному убранству частных капелл, украшая их картинами и скульптурами.

По рассказам аббата Лебеф, замок Маркуси «обладал двумя капеллами, стоящими одна на другой, обе были расписаны; капелла цокольного этажа посвящена Святой Троице, вторая находилась на уровне верхнего этажа…

На своде были изображены апостолы, каждый со своим символом, и ангелы, каждый из которых держит текст антифона Троицы.

На стенах вывешены герб Жана де Монтегю и герб его жены Жаклин де ла Гранж; здесь изображены также простирающиеся крылья орла и листья тыквы…

» Сегодня еще можно увидеть прелестную часовню особняка Жака Кера в Бурже, чьи своды расписаны лазурью, с изображением ангелов в белых одеяниях, несущих амулеты, наподобие тех, что изображены в замке Маркуси.

Но не будем приводить слишком много примеров, этих уже вполне достаточно, чтобы представить себе усилия, прилагаемые для украшения частных, закрытых для публики капелл Средневековья.

Только к концу XV — началу XVI века стали иногда отходить от типового плана парижской Сент-Шапель и использовать планы в виде греческого креста, ротонды со средокрестием, квадрата с трибуной для местного сеньора.