Post Type

Капелла Пресвятой Девы

Оценить статью

81Вот план капеллы Пресвятой Девы аббатства Сен-Жермен де Пре, которая отличается от Сент-Шапель главным образом расположением своих сводов, конструкция которых, если верить рисунку господина Александра Ленуара, сделанному до разрушения этого красивого памятника, включаю два пролета, и апсида была размещена способом, мало соответствующим традициям строителей середины XIII века. Но при строительстве капеллы Пресвятой Девы Пьер де Монтеро был, разумеется, вынужден довольствоваться довольно скромными по сравнению с размерами данного здания расходами.

Этот тип сводов требует меньших расходов, чем тот, что использовался в Сент-Шапель, и фрагменты венчающих частей, которые существуют и поныне, свидетельствуют о дешевом исполнении.

Аббатство Сен-Жермен де Пре, каким бы богатым оно ни было, не имело ресурсов короля Франции.

С этой точки зрения весьма интересно сравнение этих двух зданий, построенных почти в одно время одним и тем же архитектором.

Но Людовик Святой был не единственным королем Франции, возводившим святые капеллы.

Огромный Венсенский замок, заложенный королем Иоанном, был завершен как оборонительное сооружение только при Карле V. Его сын начал значительные работы по строительству святой капеллы внутри ограды этого замка.

Карл VI достроил апсиду здания до верхних карнизов, неф — до оснований архивольтов окон, а фасад — до основания розы.

Постигшие его несчастья не позволили продолжить возведение этого здания, которое будет отложено на целый век. Франциск I возобновил строительство к 1525 г., а закончились работы только при Генрихе И. Две двухэтажные ризницы и сокровищница, являющиеся дополнениями к часовне, были закончены к концу XIV или началу XV века.

Таким образом, две весьма разные эпохи соперничали в строительстве святой капеллы в Венсенне, а между тем, на первый взгляд, этот памятник представляет собой единое целое.

Архитекторы Возрождения, которым было поручено закончить ее, постарались, насколько это было возможно в то время, сохранять, с одной стороны, общее расположение ансамбля, а с другой — характер деталей.

Для того чтобы найти места «соединения» двух эпох, следует внимательно рассмотреть скульптуру, оценить тот ущерб от дождей и морозов, который был нанесен верхним частям строений, остававшимся незаконченными в течение целого века.