Архитектурно-функциональные решения

Капелла Сент-Шапель

84Мы представляем план расположения нижней капеллы Дворца. Перед главной дверью находится притвор; неф окаймляет узкий обход.

Архитектор вынужден был установить его, чтобы не слишком завышать вершину свода или не устанавливать слишком низко пяты арок.

Уровнем земли определялся и уровень апартаментов первого этажа, которые уже существовали, и архитектор постарался сделать пол из плитки верхней капеллы на одном уровне с этими апартаментами и галереями.

Две служебные лестницы связывают цокольный этаж с первым этажом и с кровлей.

Нижняя капелла освещается окнами, занимающими все пространство между боковыми арками и декорированной опорой аркатуры, так, что эти окна имеют форму треугольников, две стороны которых криволинейные; они восхитительно вписываются в отведенное им место и были когда-то украшены витражами — цветными или гризайлевыми.

В этой капелле можно увидеть многочисленные следы живописи XIII века, а в аркатуре сохранились медальоны, украшенные инкрустациями из стекла с позолотой редкого изящества, гравированными узорами и маленькими фигурами апостолов в барельефах из стука, некогда окрашенного.

Вымостка пола этой часовни полностью состоит из надгробных камней.

На верхнем этаже, как и на цокольном, перед нефом есть притвор.

До 1793 г. центральный столб двери украшала статуя Благословляющего Христа, держащего Евангелие.

Над ней, на архитраве было высечено изображение Страшного суда, Чистилище душ, а в тимпане — изображение Сына Человеческого, демонстрирующего свои раны; справа от него Пресвятая Дева, слева — святой Иоанн, оба коленопреклоненные, как и в центральном портале Парижского собора.

Все эти скульптуры были полностью разрушены.

Притвор с северной стороны сообщался с галереями королевского дворца и был построен в виде просторного крытого балкона, на одном уровне с церковью.

Когда входишь в верхнюю капеллу Сент-Шапель, первое, что главным образом поражает, это удивительная, заметная с первого взгляда, легкость конструкции.

Над очень богато декорированной аркатурой открываются большие окна, которые занимают все пространство между контрфорсами под арками сводов, так, что конструкция состоит, кажется, только из легких пучков колонн, несущих эти своды.

Из-за интенсивной окраски витражей, которыми украшены окна, невозможно увидеть внешние контрфорсы, которые обеспечивают надежность и устойчивость здания.

Аркатура под основаниями больших окон опирается на сплошную ленту (орнамента) и представляет в четырехлистниках сцены мученичества.

К опорам примыкают статуи Двенадцати апостолов на консолях.

В апсиде за алтарем после смерти Людовика Святого была возведена небольшая эди-ула с оградой для большой раки, содержащей святые реликвии.

В интерьере Сент-Шапель была полностью покрыта богатыми росписями и позолотой с инкрустацией из цветного и позолоченного стекла.

Но витражи, безусловно, представляют наиболее блестящую часть этой декорации; они отличаются большим совершенством в отношении цвета и композиции, хотя в их исполнении все же заметна некоторая поспешность.