Архитектурно-функциональные решения

Капеллы Сент-Етроп де Сент

Капеллы Сент-Етроп де Сент
Оценить статью

77Прежде чем идти дальше, нужно вернуться к тому, что мы только что сказали об апсидальных капеллах церквей Пуату и Аквитании. В этих провинциях боковые нефы церквей почти той же высоты, что и главный неф. Это сделано для того, чтобы погасить распор центральных сводов.

Хотя у этого способа и было одно неудобство — нельзя было проделать окна над боковыми нефами под высокими сводами, было и преимущество: он позволял избежать строительства аркбутанов и сделать очень высокий обход, к которому можно было пристроить довольно крупные как в диаметре, так и по высоте капеллы, при этом их кровля не превышала уровень карнизов обхода.

И тогда капелла становилась полукруглой апсидолой, плотно прилегающей к высокой стене; она была пристройкой к зданию, образно говоря, отдельным строением, имеющим свое собственное подчинение.

В качестве примера мы взяли самый красивый памятник подобного рода существующий в Сентонже, который четко объяснит, что такое апсидальная капелла в романских церквях на Западе.

В Сент существует прелестная церквушка XII века, Сент-Етроп, в цокольном этаже которой, под хором, есть просторная крипта, или правильнее сказать, нижняя церковь.

Апсида этой церкви обрамляется тремя капеллами, внешний вид которых мы воспроизводим.

Эти капеллы образуются как в крипте, так и на уровне хора, как показано на гравюре; их окна другого размера по сравнению с окнами обхода А; они меньше.

Капеллы Сент-Етроп де Сент, как мы уже говорили, представляют собой небольшую конструкцию, присоединенную к более крупной.

Если такое решение и могло подойти романской архитектуре Запада, размеры которой не были подчинены точным пропорциям и которая не следует какому-то единому принципу в архитектурной организации, то она не могла быть принята архитекторами северных провинций в конце XII века, когда архитектура не могла более себе позволить диспропорции в размерах и возвращалась к властным законам единства.

Кстати, на Севере не было высоких боковых нефов; их надо было делать довольно низкими, чтобы широко осветить пространство главного нефа над их кровлями.

Таким образом, в начале XIII века, когда захотели устроить капеллы в апсиде церквей, проблема заключалась в том, чтобы придать им высоту обхода и без особых трудностей покрыть кровлей, не затрудняя сток воды и не навредив общему расположению.

Вначале это делалось очень несмело; в Бурже, например, апсидальные капеллы образовали всего лишь полубашенки, присоединенные к обходу, крытые пирамидальными плиточными крышами.

В Шартре апсидальные капеллы представляли собой всего лишь ниши, увенчанные павильонами с перекрытием из плитки.

Именно в Шампани апсидальные капеллы с конца XII века получили значительное развитие.

Хор церкви Сен-Реми в Реймсе — современник хора собора в Париже, то есть он был сооружен к 1180 г.; эти два здания очень схожи между собой.

Между тем у двойного обхода хора собора Парижской Богоматери не было капелл или были, но очень маленькие, в то время как в Сен-Реми в Реймсе видно, как вокруг апсиды появляется особенное построение, свойственное только Шампани, с которым в уменьшенном виде мы вновь столкнемся в капеллах хора Нотр-Дам в Шалоне.

Оно состоит в том, чтобы открыть капеллы на обход, так, чтобы их свод вписался в круг.

Таким образом, в Сен-Реми в Реймсе апсидальные капеллы абсолютно круглые, их свод состоит из четырех стрельчатых арок, пяти боковых и трех подпружных арок, выходящих в обход.

Две колонны А А отделяют капеллу от обхода и дополняют восемь опорных точек, на которых покоятся четыре стрельчатые арки.

Снаружи в этих капеллах из-за выступа крупных разделяющих их контрфорсов, предназначенных для несения аркбутанов высоких сводов, виден только сегмент не очень большого круга.

По главной оси гораздо более глубокая капелла В завершает апсиду.

Над аркатурой, которая украшает основание этих капелл внутри, доминирует проход, пересекающий опоры, несущие арки; окна занимают все пространство между этими опорами и заканчиваются на вершине стрельчатыми навершиями, концентрическими к наружным аркам.

Своды опираются на пилоны, образующие внутри контрфорсы.

В Шалоне в капеллах снаружи видны контрфорсы, которые, по сути, являются всего лишь канелированными полуколоннами, завершающимися статуей или балдахином.

Круглый план, пилоны, образующие внутренние контрфорсы, две колонны, поставленные на входе капеллы в боковой неф, и вплоть до внешних канелированных полуколонн, — такая композиция еще напоминает древнюю римскую архитектуру.

Особенно очевидно ощущается ее влияние в Верхней Марне, в Лангре и вдоль Соны вплоть до Реймса (города, в котором до сих пор существуют античные памятники), а в первые годы XIII века даже до Шалона.

Апсидальные капеллы собора Реймса, возводимые через двадцать — двадцать пять лет после капелл церкви Сен-Реми, естественно являются их производными.

Но в соборе Реймса Робер Куси убрал отдельные колонны на входе и придал своему плану больший размах.