Архитектурно-функциональные решения

Контрфорс

Контрфорс
Оценить статью

75Это деталь укрепления каменной кладки, возведенная для сокращения нагрузки или распора. В данной главе речь пойдет о различных формах контрфорсов в религиозных и гражданских сооружениях, а также об изменениях, которые испытала на себе эта часть сооружения с X по XVI век. Римляне, используя крестовый свод в своих сооружениях, были вынуждены искать различные способы погашения распора сводов.

Они нашли эти массивы, способные сопротивляться нагрузке, в совокупности плана сооружений, что можно увидеть, посетив залы терм, и особенно сооружение, известное в Риме под названием базилики Константина.

Но когда варвары завладели последними традициями строительного искусства, оставленными римлянами, они не нашли мастеров, достаточно умелых и просвещенных для того, чтобы понять, что же такого разумного и продуманного существует в планах сводчатых сооружений римской античности.

Стараясь подражать планам латинских базилик, желая перекрыть сводами сначала боковые нефы, они были вынуждены удерживать снаружи распор этих сводов при помощи каменных подпорок, которые сначала представляли собой колонны или выступающие полуцилиндры, а вскоре — квадратные опоры, поднимающиеся до самых карнизов.

Среди самых древних контрфорсов Средневековья можно назвать те, которые поддерживают стены церкви Сен-Реми в Реймсе (X век). Это полуцилиндры, укрепляющие стены боковых нефов в точках действия распора сводов, а стены главного нефа — в местах давления стропильных ферм несущей конструкции, так как он не был в то время сводчатым.

Эти первоначальные контрфорсы увенчаны либо конусами, либо капителями, которые ничего не несут.

Вскоре на севере отказались от цилиндрической формы контрфорсов, в то время как на Западе данную форму используют вплоть до середины XII века.

В окрестностях Бове еще можно встретить большое количество монастырских церквей, которые используют угловую форму контрфорсов, широких у основания и достаточно узких в верхней части, чтобы она не выступала за пределы карниза.

Здесь мы приводим пример такой конструкции, расположенной в небольшой церкви в Аллонне, апсида которой, возможно, была построена в конце XI века.

Но начиная с XI века в Нормандии они часто состоят из двух или трех основных частей, соединенных горизонтальными сечениями, в то время как вертикально они поднимаются от самого основания, без выступов: таковы контрфорсы, которые фланкируют фасад аббатской церкви Сент-Этьен в Кане.

Кстати, в противоположность бургундскому и шампанскому способу построения, эти древние норманнские контрфорсы в монументальных постройках возведены низкой ровной кладкой той же высоты, что и кладка внешней поверхности стен, и прекрасно сочетающейся с ней. Но в более скромных постройках из облицованной забутовки кладка норманнских контрфорсов неровная, часто состоит из каменных плит, уложенных на торец.

Порой окна, освещающие интерьеры, проделаны по оси в самих контрфорсах.

Такой способ позволял обойтись без дополнительного расхода камня на изготовление косяков и архивольтов окон, проделанных между контрфорсами.

Понятно, что эти проемы между опорами могут принадлежать лишь сооружениям, лишенным сводов, покрытых деревянными панелями и стропильным покрытием.

Мы знаем несколько примеров подобного уникального расположения: один из них в церкви Сен-Лоран неподалеку от Фалез, другой в церкви Монгаро (Орн) , а третий в Экажель возле Мезидона.