Архитектурно-функциональные решения

Крестовый свод

Крестовый свод
Оценить статью

566777_640Мы уже объяснили, каким образом из полусферического свода можно было получить крестовый свод на квадратном основании, заменяя в полуциркульных сечениях, образованных вертикальными плоскостями, построенными на сторонах вписанного квадрата, арки на ломаные или стрельчатые. Последствия этого нововведения не заставили себя ждать.  Речь идет о том, чтобы сделать из этого свода, имеющего шлемовидную форму, продолговатый в плане крестовый свод.

Именно по этому принципу были возведены высокие своды нартекса аббатской церкви Везде. Но прежде всего отметим важный факт, который, вероятно, упускался из виду в предыдущих исследованиях теорий возникновения крестового свода Средневековья.

Дело в том, что вычисление кривой в момент преобразования происходило не по внутренней поверхности подпружных или щековых арок, а по их внешней поверхности. В первую очередь продумывают геометрическую форму кривизны свода, ради стабильности соглашаясь на любые комбинации. Подпружные арки можно представить в виде нерва, или разгрузочной арки, предназначенной для опоры вышележащих конструкций.

Поскольку диагональные грани еще не появились, их присутствие еще не рассматривается как единственно необходимое, так что своды, происходящие от купола, поддерживаются собственной тяжестью. Посмотрим на эти высокие своды нартекса Везде.

Так же, как было показано на предыдущем рисунке, четыре пилона обозначены штриховкой. Диаметр исходного купола равен диагоналям АВ и CD. Вертикальное сечение этого купола по линии его диаметра образует (полу) кривую BE, высота купола FE равна двум с половиной четвертям диаметра основания.

Тогда эта арка является трехцентровой. Таким образом, любая кривая задается внешней поверхностью арок, а подобный свод — это своего рода компромисс между куполом и крестовым сводом.

Введение ломаной арки предоставило архитектору большую свободу в построении сводов на прямоугольной поверхности. Однако он все же тщательно соблюдал пропорциональный принцип, не зря признанный прекрасным, поскольку он происходит от треугольника, который древние считали совершенной гармоничной формой.