Post Type

Монастырь якобинцев

Оценить статью

54561778_1264950740_Cathedrale_metz_2003После того как земли были раскорчеваны и обработаны, были заложены основы развития цивилизованного общества, распространились первые представления о порядке, справедливости, нравственности, свободе и праве, пришло время развивать и направлять умы, искоренять и словом, и мечом опасные ереси вальденсов, лионских бедняков, флагеллантов и др., а самое главное — альбигойцев, объединивших в своем учении черты всех остальных. Вскоре братья-проповедники приобрели в обществе огромное влияние, породив величайших мыслителей своего времени. Иоанн Тевтонский, Гуго де Сен-Шер, Петр Веронский, Иоанн Висенский, Святой Гиацинт и Святой Фома Аквинский стали авторами многочисленных проповедей и рукописных работ, получивших известность по всей Европе. И именно в этот период (в 1209 г.) Святой Франциск Ассизский основал орден братьев-миноритов.

Появление этих новых религиозных орденов, один из которых (доминиканцы) ставил во главу угла проповедь, верность чистоте веры, развитие разума и изучение философии, а другой — отказ от земных благ и абсолютную бедность, — стало своего рода реакцией против феодальной основы существования ордена бенедиктинцев. Святой Франциск Ассизский призывал вернуться к апостольской простоте, не признавал старшинства одних монахов над другими, но именовал всех миноритами — меньшими, по уставу братья не должны были владеть никаким имуществом, но жить милостыней, дабы обеспечить свои нужды и помогать бедным; его желанием было «убедить богатых раздать имущество бедным и стяжать самим безбоязненное право на милостыню, возвысив тем самым само состояние блаженной бедности».

Однако еще при жизни святого Франциска его последователи постепенно перестали следовать заветам первоапостольской простоты и бедности; уже в XIII веке францисканцы начали строить монастыри, богатство которых не уступало роскоши бенедиктинских аббатств. Людовик Святой с особой теплотой относился к учениям братьев-проповедников и миноритов; однако уже тогда излишнее внимание к доминиканцам, францисканцам, отшельникам-августинцам и кармелитам (которые, впрочем, были еще мало известны) часто становилось предметом едкой сатиры.

Конечно, с политической точки зрения Людовику Святому было выгодно отдавать предпочтение именно вновь появившимся религиозным орденам, нежели Клюни и Сито, славившимся своей независимостью, к тому же учение доминиканцев стало мощным орудием против зарождавшихся в XII веке еретических движений, обладавших одновременно чертами народного протеста против светской и церковной власти. По распоряжению Людовика Святого в Париже был основан монастырь якобинцев; его здание в 1221 г. было передано Иоанном, деканом Сен-Кантен, и университетом, в домовладение на улице Сен-Жак, расположенного напротив Греческой церкви Сент-Этьенн. Церковь самого монастыря имела необычную для того времени структуру: в ней было два нефа, разделенных между собой колоннадой.

Возможно, такое расположение казалось более благоприятным для произнесения проповедей, поскольку с одной стороны располагались сиденья, предназначенные для монахов, а другая половина оставалась свободной для остальных верующих, которые могли свободно видеть и слышать проповедника, обращавшегося к ним, стоя за кафедрой в одном из нефов. Однако в каком-то смысле появление ордена доминиканцев произошло слишком поздно: в соответствии с сущностью их учения им необходимо было обосновываться в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, но там уже практически не осталось свободных площадей, пригодных для строительства и развития крупных монастырей, обустроенных по единому плану.

Поэтому в доминиканских монастырях мы уже не находим того единства внутренней организации, которая была свойственна аббатствам бенедиктинцев, и прежде всего последователям Сито. Одним из примеров такого неравномерного распределения пространства и является монастырь якобинцев в Париже: трапезная здесь примыкает к Приемной для посетителей-горожан, они разделены между собой городской стеной, построенной еще при Филиппе Августе. Это здание было построено в 1256 г. за счет суммы в десять тысяч фунтов, уплаченных в качестве штрафа сиром Ангерраном III де Куси за повешение трех фламандцев, посмевших охотиться в его лесах.

Якобинцы, вынужденные довольствоваться узкой территорией меж городских стен, получили помещение для Приемной в 1365 г. из рук короля Карла V, выплатив ценз и ренту на эту муниципальную собственность. С тех пор здания монастыря были отчасти перестроены; но церковь А и трапезная В сохранили свой первозданный вид. Буквой D обозначено здание школы Сен-Тома, прекрасный образец эпохи Ренессанса, который, увы, совсем недавно был разрушен буквально на наших глазах.