Архитектурно-функциональные решения

Монастырская архитектура

Монастырская архитектура
Оценить статью

385163_900В первые века распространения христианства верующие, стремясь избегнуть соблазнов и несчастии подстерегавших их в жизни нового общества, селились в пустынных местах. Зарождение и развитие монашеских общин произошло на Востоке, где начиная с IV в. их насельники следуют учению Св. Василия Великого, в то время как на Западе объединению монашествующих служат труды Св. Колумбана и Св. Ферреоля. Однако эти первые поселения еще ничем не напоминали большие монастыри, получившие распространение немного позднее. Монахи, жившие в пещерах, на развалинах или в разрозненных хижинах, вели созерцательный образ жизни, понемногу обрабатывали землю, чтобы прокормиться, и собирались вместе лишь для общей молитвы в деревянной или каменной молельне.

Спасаясь от мира, исповедуя крайнюю бедность, первые отшельники не стремились украсить свои скиты произведениями искусства или чем-то таким, что могло бы привлечь внимание алчных варваров или местных племен. В VI в. в общине Монте-Кассино был учрежден устав Св. Бенедикта, который затем с необычайной скоростью распространился по всей Западной Европе и стал единственным образцом, которому следовали в течение нескольких веков.

Влияние и длительность использования подобного установления свидетельствуют о том, что он в полной мере соответствовал духу времени. А потому устав Св. Бенедикта, в первую очередь как образец философской мысли, следует отнести к одним из наиболее важных исторических свидетельств Средневековья.

В наше время, когда управление государством упорядочено, а общество цивилизовано, сложно представить весь тот хаос, что царил после падения Западной Римской империи: разруха, беспрестанные распри, господство грубой силы, презрение любых прав и справедливости, попрание человеческого достоинства; запустение земель, оголтелые банды разбойников повсюду, разорение городов, изгнание и истребление народов, чума, голод и в довершение картины — регулярные набеги варваров, волнами накрывающие агонизирующую Галлию. Выходцы из Монте-Кассино постепенно разбрелись по всей Европе, вплоть до ее северных границ, осели в Германии, Галлии, и повсюду они привлекали к себе толпы работников, расчищая леса, осваивая реки, строя монастыри и мастерские; к ним стекалось население из деревень в поисках более надежной духовной защиты, чем покровительство алчных и коварных завоевателей.

Эти новые апостолы не только думали о материальных благах, которые должны обеспечить существование им самим и их многочисленным приверженцам, но и служили распространению грамоты, науки и искусства. Они укрепляли души, подавали пример самоотвержения, учили любить ближних и защищать слабых, помогать бедным, искупать грехи, следовать христианским добродетелям, уважать себе подобных. Именно они посеяли среди униженных народов первые ростки свободы и независимости, подали пример духовного сопротивления грубой силе и открыли для них мир молитвы как святое и нерушимое убежище для страждущих души и тела.

Таким образом, начиная с IX в. учреждение монастырей приобретает все больший размах. Теперь они включают в себя не только культовые сооружения, кельи монахов и трапезные, но и многочисленные пристройки, школы, приюты для стариков, жилье для новых послушников и гостей, мастерские, сады и т. д.