Архитектурно-функциональные решения

Новая форма феодального жилья

Новая форма феодального жилья
Оценить статью

Villandry14С начала XVI века многие крестьяне стали собственниками и после того, как уплатили разные налоги, не имели ничего общего со своим сеньором. Начиная с XIII века, жители деревень ни на миг не теряли надежду сначала освободиться, а затем стать хозяевами земли, которую они обрабатывают. Было бы любопытно (если бы это было возможно) вычислить эти огромные суммы, которые население постепенно приносило в жертву этой страсти к земле. Постепенно выкупались права сеньора: на людей, на имущество вассала после его смерти, на женитьбу крестьянина, на взимание повинностей и натурального оброка, затем права на землю.

Наконец, преследуя свою цель вплоть до наших дней, население согласилось на сельскохозяйственную аренду, не упуская ни малейшего случая не только удержаться на земле, но и приобрести ее. Теперь крестьянин покупает землю по завышенным ценам скорее из любви к собственности, чем из выгоды, поскольку его вложения окупаются чаще всего лишь наполовину. Создается впечатление, что таким образом он инстинктивно борется с несправедливостью принципа разделения собственности, принятой революцией прошлого века. В XVI веке под напором этого настойчивого движения земледельческого класса феодалы, нуждающиеся в деньгах, чтобы реконструировать свои жилища и содержать все возрастающий персонал, состоящий из наемных слуг, отдают самую большую часть своих прав, лишаются своих привилегий, права на охоту, рыбную ловлю, права на дороги, мосты, источники воды.

Одни поглощаются королевской властью, другие — народом деревень. По мере того как знать перестраивает свои замки с большими затратами, намереваясь сделать свои жилища открытыми, так как не рассчитывает больше в них обороняться, возрастает ее любовь к роскоши и благосостоянию, которая и осушает источник ее доходов.

На этом пути ее ожидал полный крах. Какими бы большими ни были уступки сеньоров, насколько бы ни ослабела их мощь, воспоминание о феодальном гнете Средневековья всегда оставалось живо в деревнях.

Когда обремененные долгами, с открытыми замками и правами, большей частью существующими только в архивах, сеньоры были захвачены врасплох третьим сословием, крестьяне набросились на их жилища, чтобы разрушить их до основания. Новая форма, которую обрело феодальное жилище в начале XVI века, заслуживает особого внимания. Если в это время религиозная архитектура быстро идет на спад и уже представляет собой лишь бледное отражение умирающего искусства, которое не знает, ни куда идет, ни чего оно хочет, ни то, чем оно было, то с архитектурой замков дело обстоит совсем по-другому.

Утрачивая характер крепостного сооружения, они приобретают новый вид, полный очарования. Их изучение весьма интересно и поучительно.

Везде и всюду говорилось о том, что архитектура Возрождения во Франции родом из Италии; утверждалось даже, будто авторами самых грациозных замыслов являются итальянские мастера. Было бы неразумно отрицать тот факт, что революция, которая произошла в искусстве архитектуры конца XV века, совпадает с нашими победами в Италии. Французская знать, выйдя на свет из своих мрачных донжонов, была очарована радующими взор итальянскими виллами, и по возвращении домой первым желанием сеньоров было преобразовать свои мрачные замки в роскошные жилища, украсив их мрамором и скульптурой.

Однако, глядя на памятники архитектуры как на неопровержимые доказательства, мы признаем, что замыслы французских сеньоров воплощались именно французскими мастерами, которых отличала их собственная манера, в которой мало что заимствовано из итальянской. Не нужно быть большим экспертом в области архитектуры, чтобы увидеть, что между загородными жилищами в Италии конца XV века и французскими замками эпохи Возрождения нет ничего общего.

Никакого сходства в планах, в расположении, в способе выполнения проемов и перекрытия зданий; никакого подобия во внутреннем и внешнем убранстве. Городской дворец и дворец в сельской местности в Италии всегда представляют собой некий прямоугольный блок, симметрическое расположение, которое мы не находим ни в одном французском замке эпохи Возрождения вплоть до Людовика XIV. Если бы архитектура заключалась лишь в профилях, пилястрах или фризах, украшенных арабесками, мы бы охотно признали, Что французский Ренессанс списан с итальянского.

Но к счастью, это искусство не настолько наивно, принципы его развития и выбор способов выражения довольно обоснованны и серьезны. Удобство, удовлетворение потребностей, гармония необходимости и формы воплощения, нравов жителей и жилища, разумное использование материалов, почитание традиций и обычаев страны — вот что, прежде всего, управляет архитектурой.

Именно этим руководствовались французские мастера эпохи Возрождения при строительстве жилищ сеньоров. Они возводили замки, еще несущие отпечаток старых феодальных воспоминаний, но облеченных в новую оболочку в соответствии с этим элегантным, образованным, вежливым, рыцарским, немного педантичным и манерным обществом, которое расцветало в XVI веке и которое так повлияло на весь следующий век.