Архитектурно-функциональные решения

Парижский собор

Парижский собор
Оценить статью

france-paris-jm-91Архитектор Парижского собора, начатого в 1168 году, решил непростую для своего времени задачу, а именно — возвести неф шириной в одиннадцать метров между опорами со сводчатыми двойными боковыми нефами и верхней галереей.  Весьма вероятно, что эти большие своды поддерживались двойными аркбутанами.

Снаружи эта церковь производила впечатление величественное, цельное и легко понятное, но изнутри дело обстояло совсем иначе, поскольку были очевидны серьезные недостатки в пропорциях. Низкие, приплюснутые боковые нефы привели к высоте аркады, практически равной высоте верхней галереи.

Голая стена, которая возвышалась над архивольтами второго этажа, выглядела тяжеловесной над ажурными проемами и была столь же неудачно прорезана окнами, теряющимися под боковыми арками главных сводов. Изучив первый пролет нефа в его первоначальном состоянии, можно предположить, что строители столкнулись с огромными трудностями при завершении сооружения здания, которое было начато с огромным размахом по хорошо продуманному плану. Вплоть до уровня галереи постройка внушает уверенность в прочности и надежности, ибо до этого момента строители следовали романским традициям, но далее необходимо было использовать совершенно новый метод конструкции.

Эти трудности и недостатки не проявляются в той же степени в алтарных конструкциях больших зданий того времени. Такие конструкции удерживались в равновесии достаточно легко: распор сводов в апсидах был гораздо меньше распора сводов нефов, передающихся на две параллельные изолированные стены, которые поддерживались нижними опорами по закону равновесия, а не за счет своей собственной стабильности.

Эти опоры, находящиеся в хоре гораздо ближе друг к другу благодаря круговому расположению, придавали аркадам боковых нефов и верхних галерей более вытянутые пропорции, а верхние окна, обрамленные пучками небольших колонн, поддерживающих своды, не казались погруженными в какое-то неясное пространство. Алтарная часть Парижского собора, какой нам ее оставил Морис де Сюлли в 1196 году, с точки зрения пропорций была без сомнения более удачной, чем продольные травей хора или нефа, но в том, что касалось интерьера, это была лишь попытка, а не законченное произведение. Примерно в то же время, в 1175 г. епископ Нивлон де Шеризи начинает в Суассоне не столь грандиозную, но хорошо продуманную постройку.

Особенно интересна южная часть трансепта этого собора, хор и неф которого были перестроены и полностью завершены в начале XIII века. Эта часть трансепта в виде исключения, как и части собора в Нуайоне, были возведены в форме полукруглой апсиды; ризница или сокровищница с двумя сводчатыми этажами примыкала к его восточной части. Изучая этот план, невозможно не признать, что это творение рук искусного архитектора.

Боковой обход, состоящий из мощных опор, поддерживающих нервюры большого свода, и из простых колонн, несущих пяты небольших сводов обхода, имеет гораздо более удачные пропорции, чем боковые нефы хора собора Парижской Богоматери. Здесь конструкция одновременно легкая и достаточно прочная, а доказательством служит то, что она хорошо сохранилась, несмотря на сотрясение, вызванное взрывом порохового погреба в 1813 году.

В соборе Парижской Богоматери в Париже, как и в Нуайоне, в Сен-Реми и Реймсе, над боковым нефом возвышается сводчатая галерея. Но в Суассоне стена над галереей, прикрывающая кровлю, декорирована трифорием, узким проходом в толще стены, а тройные верхние окна идеально заполняют интервалы между опорами, они имеют удачные пропорции и хорошо освещают главный неф. Вот внутренний вид травей этой конструкции. В хоре церкви Манта архитекторы конца XII века, так же как и в соборе Парижской Богоматери, возвели над боковым нефом галерею, но перекрыли ее последовательностью массивных сводов стрельчатого профиля, покоящихся на балках и колоннах, поддерживаемых нижними подпружными арками.

Своды здесь наклонные, поскольку боковые арки ABC с внутренней стороны имеют более короткое основание, чем внешние боковые арки FDE. Замок арки Е расположен выше, чем замок С, таким образом свод образует часть конуса. При таком положении свет легче проникает внутрь через большие круглые розетки под арками FDE. Примеры, которые мы приводили до сих пор, подчеркивают, что все стремления зодчих в королевских владениях того времени были нацелены на то, чтобы: 1 — сделать религиозные здания сводчатыми, 2 — максимально осветить их, 3 — избежать чрезмерной высоты под замком свода этих зданий.

Эти три условия применялись при строительстве как крупных, так и небольших церквей. Круглые окна-розы, которые позволяли увеличить проемы, часто были прорезаны под щековыми арками сводов главных нефов, над кровлями боковых, как, например, в церкви Аркей.

Более того, в Шампани в городских и деревенских церквях деревянные перекрытия нефов сохраняются вплоть до 1220 года.