Архитектурно-функциональные решения

Подковообразная арка

Подковообразная арка
Оценить статью

0_496cf_a732f52c_XLФорма подковообразной арки, часто использовавшаяся в памятниках архитектуры Персии, применена уже с несколькими изменениями в способе построения при строительстве портиков мечети Амру в Каире, возведенной примерно в 640 году. Но архитекторы Александрийской школы и греческие мастера, первые наставники народов Востока после V века, лишь придали ломаной арке рассчитанные очертания, соответствующие тонкому чувству пропорций. Хотя в конструкции этих арок клиновидные блоки укладывались перпендикулярно кривым, построенным из двух центров, благодаря чему конструкция арок находилась в полном согласии с формой, и новые ломаные арки при меньшем распоре были более устойчивыми, чем полуциркульные, архитекторы Востока не смогли найти дальнейшего применения этой новой форме, и система возведения сводов осталась прежней.

И только архитекторам севера Франции было суждено овладеть ломаной аркой и сделать из нее отправную точку для новой конструкции и оригинального искусства. Восточные народы применяли полуциркульные и ломаные арки одновременно, хотя последняя из них все же больше, чем где-либо в другом месте, употреблялась в Каире и в Персии.

По всему Востоку, как и в Византийской империи в начале ее существования на этих арках возводили паруса и сфероидальные тромпы, не пытаясь извлечь из новой формы выводы, способные изменить систему построения сводов. И только нашим архитекторам, имеющим тот изобретательный и практический талант, который отличает народы крайнего Запада, уже с начала XII века, то есть после первых крестовых походов, удалось овладеть ломаной аркой и быстро найти ей плодотворное применение. До той поры во Франции знали только римский свод, который изо всех сил старались трансформировать, не получая ничего нового, что было похоже скорее на грубые попытки удовлетворения новых потребностей, нежели свидетельствовало о прогрессе.

Римский крестовый свод уже не сооружали из блоков, редко из кирпича, причем он замыкался лишь с большим трудом, часто путем проб и ошибок. Выступающие ребра арок римского свода вытесывались по форме, когда пытались соорудить его из бутового камня, не полагаясь на его прочность. Замки стремились делать выше, пытаясь найти компромисс между этой формой свода и куполом, чтобы придавать как можно меньшую выпуклость граням, не зная, как поддерживать равновесие между частями цилиндра или коническими поверхностями, упиравшимися в пустоту.

Постоянно стремились к куполу и с начала XII века старались при помощи постоянных кружал — ребер из каменной кладки — поддержать поверхности сводов. Эти ребра из каменной кладки (диагональные арки, нервюры) были уже большим шагом вперед. Первыми, кто смог применить нервюру при построении не только арок, но и сводов, были клюнийские монахи, с XI века господствовавшие в искусстве строительства и создавшие свою архитектурную школу, уже считавшуюся на тот момент выдающейся.

Постоянно общаясь с Востоком, они позаимствовали оттуда ломаную арку. Но лишь на французской почве эта арка осуществила революцию в строительном искусстве.