Архитектурно-функциональные решения

Подпружная арка

Подпружная арка
Оценить статью

3Подпружная арка — это перекрытие между двумя опорами, которое образует внутреннее ребро для усиления цилиндрического свода или служит для разделения двух сомкнутых сводов. Приведем план крестового свода, чтобы показать различные типы арок, которые его образуют.

До начала XII века строили в основном цилиндрические своды, и подпружные арки тогда состояли из одного или двух рядов клинчатых блоков, обычно без лепного орнамента и других украшений.

Иногда в разрезе подпружная арка могла иметь полуцилиндрическую форму, как, например, в крипте церкви Сент-Этроп в городе Сент.

В нефах собора в Отене, церквей в Боне и Солье, построенных в первой половине XII века, мы видим своды стрельчатого профиля, подпружные арки которых состоят из двух рядов клинчатых блоков, при этом второй ряд украшен лепным орнаментом или, как в Отене, полукруглым валиком на выступах.

В нефе церкви в Везле, которая датируется более ранним периодом, мы находим пример полуциркульных подпружных арок, своды крестовые, но без нервюр.

В гражданских сооружениях XII века подпружные арки обычно простые, иногда со скошенными краями; в конце XII века они стали состоять из нескольких валиков, разделенных желобками, как, например, арки в соборе Парижской Богоматери, церквях Сен-Жюльен-ле-Повр и Сент-Этьен в Кане и Байе и др. Однако, как можно заметить в соборе Парижской Богоматери, эти арки еще тонкие, узкие, состоящие из одного ряда клинчатых блоков, и по толщине и выносу практически ничем не отличаются от арок-нервюр, которые в сечении выглядят точно так же. Примерно с середины XIII века подпружные арки начинают делать из двух, а иногда и из трех рядов кладки, таким образом они становятся значительно прочнее, чем диагональные нервюры, толщина которых никогда не превышала одного ряда кладки.

Постепенно профиль этих арок видоизменяется и в целом эти изменения аналогичны тем, что мы описывали в главе, посвященной архивольтам церковных нефов.

Ниже мы приводим вид в разрезе подпружных и диагональных арок в Сент-Шапель дю Пале ; подобные формы арок с незначительными вариациями характерны практически для всех построек данного периода, таких как соборы в Амьене, Бове, Реймсе, Труа, церковь Сен-Дени, залы королевского дворца, синодальный зал в городе Сане и др.; такие профили сохраняются и в XIV веке, хотя становятся более тонкими, более углубленными и более изысканными, как и детали декора.

Однако в XV веке профили с валиками с или без ребер уступили место призматическим, угловатым формам с большими желобками.

Подпружные арки и диагональные арки-нервюры отделяются от свода ; часто размер их выступающей части превосходит ширину сверху, и это обусловлено тем способом, который стал использоваться для построения поверхностей сводов.

Эти выступы служили для того, чтобы накладывать деревянные кружала, необходимые для выкладки запалубки из легкого камня.

Здесь нужно отметить, что ни диагональные нервюры, ни щековые арки никогда не были связаны с кладкой заполнения, они лишь поддерживали ее подобно деревянным кружалам; в этом и заключается главное правило, которому следуют создатели романских и готических построек, ибо оно вытекает из самой природы построения сводов данного типа.

Лишь в XV веке боковые и диагональные арки, как и архивольты, начинают образовывать единое целое с поддерживающими их опорами, тем самым отпадает необходимость использования капителей.

Иногда очертания этих арок настолько удлиняются, что плавно переходят в цилиндрический или призматический силуэт поддерживающих их колонн, образуя таким образом плавный переход вертикальной линии в закругленную.

И все это сделано с особым пониманием линии.