Архитектурно-функциональные решения

Подражание готическим конструкциям

Подражание готическим конструкциям
Оценить статью

milansky-sobor-1В течение двадцати лет было создано большое количество подражаний готической конструкции; очень редко случается так, что эти копии радуют глаз. Те, кто их возводит, восхищаясь нашими древними памятниками архитектуры, все же не потрудились найти в ней мудрые и справедливые элементы. В архитектуре должны, безусловно, преобладать вкус и чувство прекрасного; но для того, чтобы суметь их обосновать, необходимо воспользоваться циркулем и геометрией. Видно, что при такой формуле лишь одна из ломаных арок имеет центры за пределами своих оснований.

Действительно, в этих прекрасных школах Иль-де-Франс, Шампани, Суассона, архитекторы — люди, без сомнения, обладающие прекрасным вкусом, — почувствовали, что предельной степенью высоты стрельчатой арки будет равносторонняя арка; что центры дуг арок, размещенные за пределами оснований, образуют элемент, пугающий своей чрезмерной остротой, неприятной диспропорцией, поскольку соотношения основания с высотой выступают за пределы равностороннего треугольника. Но жители Нормандии, а также англонорманны были менее деликатны в данном вопросе и искали в конструкции, прежде всего, формулы, которые предполагают наличие простых практических принципов. Так, вместо того, чтобы попробовать, отыскать угловые арки различного диаметра, имеющие все равные углы на вершине или, по крайней мере, мало отличающиеся между собой аналогичные соотношения между диаметрами и высотами арок, эти практичные люди Севера, прекрасные строители, начиная с XII века не особенно заботятся о пропорциональных соотношениях и о выборе форм: они хотят получить быстрый и эффективный способ построения.

 

За исключением замков арок, чертежа одного-единственного клинчатого блока было достаточно для того, чтобы высечь панели всех арок сводов, архивольтов, проемов и т. д. Если мы разделим диаметр стрельчатой арки на четыре или десять частей, используя одно и то же раскрытие циркуля, мы сможем получить последовательность арок, диаметры которых будут относиться к диаметру полуциркульной арки, которая является самой большой аркой свода, или к диаметру нервюры, как три, два, один к четырем, или как девять, восемь, семь, шесть, и т. д. к десяти. Имея, таким образом, все клинчатые блоки, высеченные на одной и той же арке, и основание или часть основания, мы можем возвести все арки сооружения без чертежа. Теперь ясна причина создания ломаной арки, которую называют ланцетовидной аркой: это была экономия чертежа.

Любого усложнения чертежей и панелей стремились избегать. Речь больше не шла о том, чтобы создать часть каждой из этих арок в соответствии с их функцией. Все они, высеченные по одной кривой (на наружной поверхности арки свода), занимали свое место в соответствии с заданным предназначением.

Если речь шла о чертежах, то это касалось только поддерживающих их деревянных кружал. Поскольку эти арки все были прочерчены при помощи одного и того же радиуса, чертежи полукруга или стрельчатой арки позволяли располагать на линии все другие арки, достаточно было знать, каково соотношение между диаметрами этих арок и диаметром полукруга, чтобы иметь полный чертеж каждого из них.