Архитектурно-функциональные решения

Правление Людовика святого

Правление Людовика святого
Оценить статью

103Если бы Людовик Святой был окружен лишь вассалами, сравнимыми по стойкости характера с сиром Жуэнвилем, вряд ли он предпринял бы крестовые походы. Но всевозрастающий моральный дух, который он приобрел, его попытки монархического правительства не смогли бы, вероятно, разорвать феодальный узел, если бы он не занял и одновременно не разрушил знать своими дальними походами. Людовик Святой воспользовался опытом, приобретенным его предшественниками: каждый крестовый поход в XI и XII веках, каков бы ни был его исход, был причиной упадка для феодализма и способом расширить монархическую власть для сюзерена.

Какой же момент выбрал Людовик Святой для своего похода? Он отправился в него после того, как победил вооруженную коалицию, во главе которой находился граф Бретани; после того как защитил земли графа Шампани от сеньоров, объединенных в союз против него; после того как высвободил Сентонж из рук короля Англии и графа де ла Марш; наконец, после того как принес мир своему королевству и заменил фактической властью власть номинальную.

В подобном случае мир, покой, реформы и порядок могли породить самые серьезные опасности в среде взволнованной, праздной знати, которая уже предчувствовала, как рука сюзерена простирается на их привилегии. Есть в истории народов моральные настроения, которым историки не придают большого значения, поскольку не имеют возможности проникнуть в личную жизнь индивидов.

Речь идет о скуке. По окончании войны, когда возрождался порядок и, как следствие, деятельность правительства, что могли сделать эти феодальные сеньоры в своих закрытых замках, окруженные своими семьями и военными людьми?

Они проводили дни на охоте, а вечера в удовольствиях, держали при себе веселую компанию, чтобы убить время, но вскоре начинали замечать, что их доходы съедаются, поскольку у них не было больше возможности их преумножить за счет волнений и беспорядков, как во время войны. Наиболее осторожные из них пересматривали свой образ жизни, увольняли своих вооруженных людей и смирялись с жизнью мирных собственников.

Но тогда жизнь в крепости становилась невыносимой от скуки, время текло медленно и монотонно, что могло привести в отчаяние. Лишь немногие знатные особы в XIII веке имели некоторое образование и предавались интеллектуальным развлечениям, большинство же не находило другого развлечения, как войны и рискованные походы.

Скука рождает самые невероятные замыслы в этих умах, привыкших к шумной лагерной жизни, к ощущениям войны. Людовик Святой, который не уступил вооруженной и озлобленной знати, вынудив ее спрятать шпагу в ножны, посчитал, что не в состоянии бороться против врага и праздности своих вассалов, а также продолжать задуманные им реформы среди соперничающих крепостей. «Крестовые походы уничтожили большое количество сеньоров и вернули трону их освободившиеся ленные владения.

Никогда они настолько не способствовали росту королевских владений, как при Людовике Святом. Это легко объяснить: в то время крестовые походы уже несколько устарели, сеньоры больше не хотели в них участвовать и, следовательно, не имели ни армии, ни лошадей, ни военных припасов. Приходилось брать взаймы.

Они закладывали свои ленные владения королю, который будучи достаточно богат, мог одолжить средства. В конце крестового похода те, кто выжил, возвращались настолько несчастными и разоренными, что были не в состоянии выкупить свои владения, которые становились в этом случае окончательной собственностью тех, кто получил ее в залог.

Этот вид политического ростовщичества казался естественным в те времена; захваты Людовика Святого были открыты и прямолинейны; никто не посмел обвинить его в несправедливости. Казалось, что влиянием своих добродетелей он укрепил значимость своей политики».