Архитектурно-функциональные решения

Реймсский собор

Реймсский собор
Оценить статью

11Религиозная архитектура стремительно развивается в провинциях Франции в силу политической важности епископов и религиозных конгрегации. В королевских владениях монастыри не могли иметь влияние, равное королевскому.

Но такие учреждения, как аббатство Клюни, обладали в XI и XII веках влиянием, гораздо более значительным, чем влияние короля Франции.

Суверен, сколь бы слаб он ни был, не мог мириться с существованием в своих владениях чего-то напоминающего независимое государство, подчиненное только Папскому престолу, существующее по своим собственным законам, имеющее множество вассалов, на которых не распространялась власть короля.

В королевских владениях епископы, будучи истинными феодальными сеньорами, сами часто и успешно боролись против огромной власти аббатов и получали огромное влияние и власть.

Епископат, имеющий по отношению к королевской власти все признаки вассальной зависимости, не внушал ей опасения и пользовался своим зарождающимся могуществом.

Именно поэтому в королевских владениях возводятся крупные соборы, приобретающие в качестве религиозных сооружений гораздо большее значение, чем аббатские церкви, в то время как за пределами королевских территорий, напротив, аббатские церкви доминируют над соборами.

Будучи феодальными подданными, епископы не имели ни власти, ни желания сохранять те формы архитектуры, которые были увековечены традицией.

Более того, притесненные значимостью и независимостью аббатской власти, они с энтузиазмом поддержали те идеи, предоставленные в XII веке мирскими зодчими для того, чтобы избавиться от монополии, которую религиозные ордена имели на искусства, как и на все остальные творения человеческого разума.

В то время Церковь была самым ярким выражением человеческого гения, его духовного богатства и веры.

И потому каждый епископ стремился показать свою духовную власть при помощи возведения здания, которое становилось своего рода материальным выражением этой власти и которое своими размерами и красотой должно было отодвинуть на второй план монастырские церкви, находящиеся в его епархии.

Если крупный вассал короля, сеньор какой-либо провинции, возводил замок, по силе и протяженности превосходящий все остальные замки, то и епископ каждой епархии в королевских владениях, опираясь на могущество своего мирского сюзерена, старался возвести собор гораздо богаче, просторнее и грандиозней, чем церкви аббатств, которые он хотел подчинить своей юрисдикции.

Таковым было это великое движение к государственному единению, которое проявлялось даже внутри духовного или мирского феодализма в XII века не только в политических деяниях, но и в построении религиозных или военных сооружений.

Стремление епископов оттеснить аббатские церкви на второй план в глазах населения — потребность одновременно религиозная и политическая — было обусловлено беспорядками, которые проникли в самое сердце монастырей в конце XII века.

Чтобы вернуть Церкви единство, епископат прибег к неслыханным усилиям: были быстро построены большие и прекрасные соборы.

Но это обстоятельство объясняет, почему некоторые из этих зданий, великолепные по своим размерам, богатству архитектурных деталей и своему величественному виду, но возведенные с небрежностью и скупостью из-за низкого качества использованных материалов, совсем не сочетаются с пышным и величественным экстерьером.

Некоторые критически настроенные искусствоведы считают, что национальная религиозная архитектура Франции представляет собой именно эти невероятной небрежности постройки, которые ставят под угрозу срок службы некоторого числа зданий.

Но в то же время существуют поразительные по мастерству исполнения образцы.

Реймсский собор возведен великолепно — его опоры, сооруженные из качественных и хорошо отобранных материалов, безупречно расположенных и отесанных, не совершили ни малейшего движения.

Его своды, надежно поддерживаемые аркбутанами, хорошо укрепленные контрфорсами, не имеют ни одной трещинки, а ведь этот собор стал жертвой ужасного пожара и в течение нескольких веков был оставлен на растерзание непогоде!

Но все же во всей этой постройке не найти ни единой трещинки, ни одной деформации.

Таким образом, можно сказать, что архитекторы XIII века были превосходными строителями…

Или возьмем собор в городе Сеез, возведенный на старом несовершенном фундаменте, который осел по всему периметру — материалы, использованные для его строительства, были среднего качества, на всем старались сэкономить, стремясь возвести грандиозное по своим размерам сооружение.

Этот собор трещит по всем швам и расшатывается, его разрушение неминуемо.

Отсюда следует противоположный вывод — архитекторы XIII века показали себя не с лучшей стороны, не соблюдая элементарных технологий укрепления и отбора материалов для строительства.