Архитектурно-функциональные решения

Религиозная буря XVI века

Религиозная буря XVI века
Оценить статью

1336637744_cassinoВ XIII веке аббатства служили также местом, куда съезжались суверены для решения вопросов особой важности. Когда Иннокентий IV был вынужден оставить Рим и отправиться искать пристанище, где он мог бы, без всякого влияния извне, обдумать средства борьбы за папский престол, он выбрал Лион; и там в 1245 г. в трапезной монастыря Сен-Жюст созвал всеобщий церковный собор, провозгласивший низложение императора Фридриха П. Епископы Германии и Англии не желали принимать в нем участия и даже Людовик Святой противился встрече, однако в конце концов не смог отказать ходатайству верховного понтифика, и местом сбора было назначено Клюни. Более двух недель ожидал папа приезда короля Франции, который, наконец, прибыл вместе со своей матерью и братьями, в сопровождении трехсот вооруженных офицеров и множества рыцарей.

В свою очередь папу сопровождали восемнадцать епископов; вот как описано это событие в хрониках Клюнийского аббатства: «И да будет известно, что в стенах монастыря нашли гостеприимный прием наш верховный сеньор — Папа Римский с капелланами и всем двором; епископ Санлиса со своим окружением; епископ Эвре со своим окружением; сеньор король Франции с матерью, братом, сестрой и всей их свитой; сеньор император Константинополя со всем двором; сын короля Арагона со всеми придворными; сын короля Кастилии со всеми придворными и многие другие рыцари, клирики и монахи, которых мы упоминаем по умолчанию. Однако, несмотря на такое множество гостей, это не причинило никакого беспокойства монахам ни в дортуаре, ни в трапезной, ни В зале капитула, ни в лечебнице, ни на кухне, ни в погребах, ни где-либо из мест, отведенных только для насельников монастыря.

Епископ Лангра также гостил в стенах монастыря». Иннокентий IV провел тогда в Клюни целый месяц, а Людовик Святой — две недели. Читая этот отрывок из летописи, наглядно понимаешь, во что превратились некогда знаменитые аббатства в XIII в., насколько богатыми они стали и какими обширными территориями и постройками владели, и насколько сама сущность монастырской жизни постепенно исчезала под влиянием этих светских визитов.

Людовик Святой и его последователи стали непосредственными покровителями Клюни; но именно их пристальное и отчасти ревностное внимание лишило это знаменитое аббатство той независимости, которая в течение XI и XII веков служила столь мошной опорой Папскому престолу. С потерей независимости исчезла и самобытность в архитектурном стиле монастырских построек; впрочем, на самом деле, то искусство в строительстве, которое было создано и распространено религиозными орденами, исчезло еще в конце XII века, и начиная с этого периода монастырская архитектура уже ничем не отличалась от светской, за исключением некоторых традиционных приемов и способов расположения зданий.

В конце XV века большинство аббатств стало коммендатарными, и даже Клюни попало в зависимость от Лотарингского дома. В XVI веке, еще до наступления эпохи Реформации, многие из них были секуляризованы.

Благодаря неустанным усилиям и просветительской деятельности монастыри побуждали население трудиться и строиться. Однако в течение XIII века нищенствующие ордена выполнили свою миссию и затем постепенно пришли в упадок. Когда началась религиозная буря XVI века, они не могли оказать ей достойного сопротивления, и с тех пор вплоть до революции прошлого века их существование представляло собой лишь период долгой агонии.

Впрочем, надо отдать должное бенедиктинцам, которые, словно бы предвидя свой скорый конец, сумели собрать в своих библиотеках множество ценнейших документов, ставших для нас своего рода завещанием этого ордена. Мы рассказали только о тех религиозных орденах и аббатствах, которые оказали непосредственное влияние на свою эпоху, внесли особый вклад в развитие цивилизованного общества, и обошли молчанием многие церковные учреждения, которые хотя и были значимы с религиозной точки зрения, все же не добились особых достижений в искусствах и науке.

Но есть среди них один, который мы не можем не упомянуть, — это орден картезианцев, основанный в конце XI века Святым Бруно. И если насельники Клюнийского аббатства стремились участвовать в управлении государством и решении всех наиболее важных проблем своего времени, то Святой Бруно установил для своих монахов устав, даже более строгий, чем правила Сито: это была жизнь отшельников во всей своей первозданности.

Монахи-картезианцы строго соблюдали пост: по пятницам питались только хлебом и водой, а в обычное время совсем не употребляли мяса, не делая исключения даже в случае болезни, они носили грубые одежды, и вид их внушал ужас, как пишет Петр Достопочтенный в своей Второй книге Чудес. Они жили в полном одиночестве, и только настоятель и управляющий хозяйственными делами монастыря имели право выходить за его ограду; у каждого монаха была отдельная келья, а начиная с середины XII века и небольшой огород перед ней.