Архитектурно-функциональные решения

Религиозные сооружения XIII века

Религиозные сооружения XIII века
Оценить статью

71К середине XIII века в религиозных сооружениях и сводчатых залах архитекторы приняли решение полностью упразднить стены и открыть под крестовыми сводами окна, которые занимали все расстояние между двумя контрфорсами. Это расположение, образованное системой конструкции, которая все более стремилась к тому, чтобы перенести вес на эти контрфорсы, придавало очень богатый внешний вид сооружениям, занимая ажурными окнами все оставленное свободным пространство, но подчеркивало обнаженность внешних опор, которым требовалось придать большую прочность.

Таким образом, архитекторы были вовлечены в процесс декорирования также и контрфорсов, чтобы не создавать шокирующий контраст между легкостью окон и тяжеловесностью опор.

Именно поэтому в начале XIII века мы видим в соборе Шартра, как контрфорсы украшаются нишами и статуями.

Эта декорация, сначала робкая и нерешительная, ограниченная рамками силуэта постройки, быстро развивается.

Она гармонирует с верхними пинаклями, как вокруг нефа собора в Реймсе, так и к 1240 году на западной стороне большого синодального зала в городе Сане.

Однако вплоть до XV века контрфорсы сохраняют тот мощный и прочный вид, который им подходит; в XIV веке кажется, что архитекторы отказываются от декорирования их сторон: они довольствуются тем, что сооружают над ними очень высокие и очень богато выполненные пинакли, как вокруг капелл собора в Париже.

Но не будем забывать, что XIV век, который часто грешит излишней легкостью, обычно характеризуется строгостью своих скульптурных работ.

Среди самых богато украшенных контрфорсов конца XIII века и начала XIV века можно назвать контрфорсы хора церкви Сент-Юрбен в Труа.

Однако украшение этих контрфорсов заключается только в облицовке из камней, соединенных железными скобами с опорами горизонтальной кладки.

Эта система декоративной облицовки, достаточно распространенная в XIII веке, была полностью отвергнута архитекторами следующего столетия, которые были, прежде всего, ловкими и умелыми строителями, а воображению художника отводили лишь самую незначительную роль.

К концу XIV века начинают изменять форму контрфорсов, которые до того периода сохраняли свои стороны параллельными и перпендикулярными гладкой поверхности стен.

Архитекторы стали искать способ скрыть остроту углов, уменьшить затемнения, которые создавали сильные выступы, укладывая основание контрфорсов диагонально.

За счет скошенных сторон АВ появлялось свободное пространство; окна, размещенные между ними, были менее закрыты и получали гораздо больше света снаружи.

Два проникающих друг в друга квадрата с углом впереди — довольно удачный способ совмещения пирамид.

Существуют очень красивые контрфорсы, построенные по этой схеме вдоль капелл нефа собора в Эвре.

Готическая эпоха, находясь в упадке своего развития, лишь перегрузила деталями эти основные части построек, настолько, что отняла у них характерный признак — быть опорной деталью.

Их горизонтальные сечения представляют собой не более чем странные комбинации кривых линий и квадратов, проникающих друг в друга, оставляя ниши для статуэток, образуя консоли для их поддержания.

Все это продумано и выполнено с необычайным знанием дела и совершенством, однако для глаз представляло собой нечто несуразное, несмотря на столькие усилия и различные трудности.

Тому, кто хочет, например, разобраться в чертежах больших крупных контрфорсов, подпирающих западный фасад собора в Руане, возведенных в начале XVI века во времена кардинала д’Амбуаз, придется провести целый месяц, восстанавливая их планы, пытаясь понять проникновения сотен призм, которые их составляют.

Однако и эта работа, и столь подробное изучение произведут лишь неприятное впечатление.

Контрфорсы XV века и начала XVI века обычно состоят из корпуса, стороны которого пересекаются и проникают друг в друга под углом 45°. Так, основание становится квадратным, образуя одну сторону, параллельную стене, и две стороны, перпендикулярные этой стене.

Над первым выступом вместо одной из сторон квадрата виден его угол.

Две диагональные стороны до определенной высоты сопровождаются двумя дополнениями на квадратном основании, стороны которых параллельны сторонам образующей, происходит образование призм, завершающихся пирамидами.

Сверху контрфорс представляет собой угол и удерживает щипец крыши, а затем и пинакль.

План демонстрирует горизонтальное сечение контрфорсов подобного типа, а вертикальная проекция — их вид. Этот принцип применяется в поздней готике с приводящей в отчаяние однообразностью.

Иногда эти квадраты, расположив свои стороны параллельно внешним поверхностям стен или диагонально, подразделяются еще, впадают в ниши, покрываются большим или меньшим количеством профилей; но принцип всегда остается одним и тем же. Именно в Иль-де-Франс злоупотребления этими комбинациями достаточно редки, и именно там вплоть до последних усилий готического искусства можно встретить утонченный вкус; при этом у архитекторов наблюдается своего рода отвращение к различным преувеличениям.