Архитектурно-функциональные решения

Романские дома раннего периода

Романские дома раннего периода
Оценить статью

30Как мы уже говорили, в крупных северных городах, таких как Париж, Руан, Бове, Амьен, Труа, Кан и др., места не хватало. Эти города, обнесенные крепостными стенами, не могли быть столь же протяженными, как в наши дни, следовательно, было необходимо найти дополнительные площади за счет строительства в несколько этажей и часто они нависали над улицей один над другим: именно в этих случаях деревянные конструкции подходили как нельзя лучше.

Внешнюю часть фасада старались защитить при помощи выступов на крыше, либо сделать так, чтобы на улицу выходила боковая или торцевая стена.

Чем богаче и населенней становился город, тем более узкими делались улицы, и поскольку перенести стены было невозможно, старались сделать более широкими окна, чтобы внутри домов было как можно светлее.

По этому поводу нам бы хотелось поделиться одним наблюдением.

В наше время и не без причины мы предпочитаем делать наши жилища хорошо освещенными; совершенно иначе обстояли дела в Средневековье. Романские дома раннего периода имели узкие окна, сквозь которые проходило очень мало света, жители стремились сохранить полумрак внутри домов точно так же, как мы жаждем яркого освещения; в этом проявлялись еще античные традиции. В XIII веке в домах окна стали делать шире, чтобы в комнатах было светлее. Подобное стремление становилось все более явным, чем больше в городах развивались торговля и ремесла.

Представителям всех сословий был необходим свет для того, чтобы осуществлять свою деятельность. Дом уже не был закрытым со всех сторон убежищем для семьи, но превратился в мастерскую; именно поэтому в ремесленных городах начиная с конца XIII века стали делать широкие окна в домах. И хотя окна стали шире, нам сегодня сложно понять, каким образом на этих узких улочках, застроенных домами в несколько этажей, хватало света, чтобы заниматься ремеслами; лишь однажды мы увидели на реальном примере, как работают ткачи по шелку в Лионе и создают тончайшие ткани в помещениях, где с трудом можно было бы разглядеть буквы в книге.

Зрение приспосабливается к полумраку, и оказывается, что чрезмерное естественное или искусственное освещение, к которому мы сегодня стремимся, не является непреложным условием для создания даже самых утонченных произведений.

Как бы то ни было, в средневековых мастерских, столь темных с современной точки зрения, создавались изящнейшие изделия из серебра и золота, вышивки и ткани, подобных которым далеко не всегда удается сделать в современных условиях при полноценном освещении. Это вопрос привычки, и из того, что рабочие с детства привыкали работать при слабом свете, вовсе не следует, что им не хватало мастерства в работе. Ведь нельзя утверждать, что раз наши отцы видели пьесу Корнеля «Сид» на сцене при свечах, то они смогли в меньшей степени оценить красоту этого шедевра.

Давайте перестанем раз и навсегда упрекать средневековых архитекторов в том, что они создавали темные, непригодные для жизни жилища; они кажутся таковыми нам, но в те времена горожане находили их вполне удобными и достаточно светлыми. К тому же к собственно искусству этот вопрос отношения не имеет; архитектонические качества фасада не зависят от ширины улицы, на которую он выходит. Мы получаем подтверждение этому ежедневно.