Архитектурно-функциональные решения

Сен-Жермен де Пре

Сен-Жермен де Пре
Оценить статью

0_5acb2_b5bbf9fb_XLЛучше понять конструкцию церкви среднего размера в X веке поможет план, который, не будучи скопированным ни с одного существующего здания, демонстрирует общее устройство этих построек в упрощенном виде. Это крытая галерея перед нефом, нартекс первоначальной базилики — место для паломников и кающихся грешников, которым вход в церковь временно запрещен. Из этого крытого входа можно попасть в главный и боковые нефы через три двери, закрытые днем завесами.

В аббатстве Сен-Жермен де Пре в конце прошлого века были две устроенные таким образом башни. Клюни и Везле, и многие другие аббатские церкви, монастырские, даже приходские, большое количество соборов имеют или имели колокольни, расположенные таким образом.

В Шалон-сюр-Марн можно увидеть сохранившиеся нижние этажи двух подобных башен, построенных с двух сторон хора. Аббат Лебеф в своей «Истории епархии Осер» вспоминает, как в 1215 году, когда епископ Гийом де Сенлей перестраивал хор собора Сент-Этьен, которым мы восхищаемся и по сей день, две романские колокольни, еще не разрушенные, но подкопанные у основания, чтобы освободить место под новое строительство, обрушились одна на другую.

При этом алтарная преграда осталась невредима, что сочли настоящим чудом. В это время (мы говорим о X веке) апсиды и нижние этажи колоколен почти всегда были единственными сводчатыми частями; главный и боковые нефы, трансепты были покрыты стропильными конструкциями. Однако уже тогда начали прилагать усилия к тому, чтобы установить своды и в других частях религиозных зданий, где такой тип конструкции не представлял особых сложностей.

Мы приводим план небольшой церквушки Виньори (Верхняя Марна), которая уже имеет боковой обход с апсидальными капеллами, огибающими алтарную часть. Боковой обход В имеет форму цилиндрического свода; четыре других небольших свода, разделенных подпружными арками, находятся по бокам двух травей, которые заменяют трансепт перед апсидой. Алтарь С перекрыт полусферическим сводом, а две подпружные арки DD поддерживают своды боковых нефов АА, на которых возведены две колокольни; одна из них сохранилась, но была большей частью перестроена в XI веке.

Оставшаяся часть здания покрыта искусно выполненной деревянной конструкцией. Поперечный разрез, который мы также приводим на примере нефа, демонстрирует нам эту интересную конструкцию, в которой уже наблюдается появление сводов, смешанных с первоначальной системой деревянных перекрытий. Можно заметить, что неф представляет собой подобие галереи, которая напоминает еще галерею второго этажа римской базилики.

В Виньори это не более, чем бесполезное украшение, которое кажется скорее уступкой традиции. Однако вскоре перестали довольствоваться сводами только для хора, апсидальных капелл и их пристроек, возникло желание заменить сводами из камня, песчаника или кирпича и несущие деревянные конструкции.

Дело в том, что последние быстро сгорали и гнили; и даже покрытые живописью, они были недолговечны и не производили того монументального впечатления, которое строители Средневековья старались придать церкви. В разных областях, которые с XIII века составляют территорию Франции, используют различные способы для того, чтобы перекрыть сводами латинскую базилику.

На западе, в Периге, в конце X века был возведен собор и большая аббатская церковь Сен-Фрон под влиянием купольного собора Святого Марка в Венеции. Этот памятник архитектуры, план и поперечный разрез которого мы приводим, сменил базилику, построенную в соответствии с римской традицией. Это было новшество, чуждое всему тому, что было возведено на западной территории Галлии со времен нашествия варваров.