Архитектурно-функциональные решения

Сент-Шапель

Сент-Шапель
Оценить статью

1_1289544185Во времена правления Филиппа Красивого были построены галереи, большой зал, портики и жилой корпус, «роскошное и великолепное творение», — по словам Коррозе, которому посчастливилось увидеть еще весь ансамбль целиком, который был возведен под руководством «мессира Ангеррана де Мариньи, графа Лонгвиля и хранителя казны, — и далее автор добавляет, — посмотрите, каких людей приглашали для этой работы вместо того, чтобы дать ее тем, кто голодает, и ведь эти люди взамен просили лишь возможность расточать королевскую казну». Впрочем, Ангерран де Мариньи был, тем не менее, повешен, так что едкое замечание парижанина Коррозе немного теряет свой назидательный смысл. Здание счетной палаты, строительство которого было начато при Людовике XI и закончено при Людовике XII, обозначено на плане буквой М. N обозначает боковую дверь с башенками, сохранившуюся часть которой мы видели еще четыре года назад.

Чтобы дать о нем некоторое представление, мы приводим вид сверху, сделанный с той стороны острова, что находится ниже по течению. Иностранцы, приезжавшие в Париж, неизменно восхищались красотой королевского дворца, и особое впечатление производил двор Майского дерева. Попасть в него можно было через ворота на улице Бариллери, а составляющие его здания были расположены в самой живописной манере.

Большое крыльцо вело на второй этаж галереи Ангеррана, еще одно справа позволяло попасть на террасу, соединенную с парадным залом, окна которого также выходили во двор; над крышами построек возвышался донжон Монтгомери, а рядом стояла часовня Сент-Шанель, хранившая королевские сокровища, — все вместе это создавало гармоничный ансамбль, хотя и лишенный симметрии. Если повернуть налево по направлению к часовне Святого Михаила, то открывался вид на изящный фасад счетной палаты с великолепной крытой лестницей, впоследствии названной лестницей Сент-Шапель, построенной при Людовике XII, в глубине двора — донжон.

Пройдя вдоль счетной палаты, можно было выйти в королевские сады, откуда виднелся фасад жилого корпуса, часть которого сохранилась до наших дней. На каждом шагу панорама менялась, открывая взору очередной сюрприз, а разнообразие построек приводило к тому, что их общая протяженность увеличивалась. На некотором удалении от дворца расположены памятники, датированные веком Людовика XIV, однообразие которых навевает грусть и скуку.

Именно в этом дворце Карл V принимал некогда императора Карла IV, предположительно его покои располагались в здании, позже отведенном под счетную палату… «Тогда король приказал поднять императора вместе с его креслом и нести его по ступеням в его спальню (император страдал подагрой) и король сам шел рядом, ведя Римского короля  по левую руку, привел его в спальню, покрытую ирландским деревом, с окнами, выходящими в сад и на Сент-Шапель, богато отделанную по королевскому приказу, там же располагались другие комнаты, предназначенные для императора и его сына, он отвел для них покои, выстроенные еще по приказу его отца короля Иоанна».