Архитектурно-функциональные решения

Щековые арки

Щековые арки
Оценить статью

2Боковые щековые арки являются частью внешней поверхности стен, и их профиль составляет половину диагональной нервюры или подпружной арки; это не более чем выступ, необходимый для поддержания свода. Начиная с XIII века они часто выступают из толщи стены над импостами окон, образуя снаружи разгрузочную арку и архивольт подобные примеры мы можем найти в Сен-Дени, Труа, Амьене, Бове, церкви Сент-Уан в Руане и т. д. Интересную особенность представляют своды церквей, построенных в XIII веке в Бургундии: их щековые арки отступают от стены, они образуют независимые арки, которые поддерживают своды и несущие конструкции крыш.

В этом случае стены выполняют роль своего рода ограды, тонкой перегородки с прорезанными в ней окнами и поддерживающей край водостоков при помощи разгрузочных арок.

Подобная конструкция дает множество преимуществ, т. к. позволяет избежать просачивания вредных веществ через желоба водостока, которые не могут больше покрывать стены налетом селитры, поскольку теперь водостоки хорошо вентилируются снизу; конструкция позволяет укреплять своды при помощи внутренних контрфорсов, которые более надежно передают нагрузку на аркбутаны; это позволяет также делать окна столь высокими и широкими, сколь это возможно, так как не обязательно, чтобы они заканчивались на уровне крестового свода.

Да и внешний вид самих сводов, опирающихся на колонны и независимых от стен здания, доставляет большое эстетическое наслаждение; в их расположении видится некая логика, которая успокаивает взгляд, делая конструкцию понятной для каждого.

Мы видим, как подпружные, диагональные и боковые арки-нервюры сходятся у основания, чтобы перенести все давление сводов на узкую опору, а затем передать его в единую неподвижную точку пяты аркбутана; другую проблему требовалось разрешить в сводах боковых нефов, здесь необходимо было создать архивольты достаточной толщины, чтобы удержать нагрузку стен нефа; колонны делались такими тонкими, насколько возможно, чтобы не портить внешний вид, и при этом должны были выдерживать нагрузку не только архивольтов, но и подпружных и стрельчатых арок.

Таким образом, взаимопроникновение этих арок, сильно различающихся по толщине и ширине, создает определенные трудности в их начальной точке на абаке капители.

Эти трудности были преодолены в XIII веке с удивительным мастерством, и в качестве доказательства мы приводим здесь пример расположения оснований архивольтов, подпружных арок и нервюр в боковых сторонах хора собора в городе Тур, XIII век. Архивольт А, имеющий такую же толщину, как и пилоны, надстроен таким образом, чтобы соединиться со сводом выше основания нервюры В, а последние ряды его кладки позволяют перенести давление стен на блоки кладки подпружной арки С; в результате нервюра и свод независимы от самой огромной конструкции, оседание которой теперь не может повредить или раздавить более легкую конструкцию этих сводов и стрельчатых арок.

В месте соединения трансепта, нефа и хора как в романскую, так и в готическую эпохи, подпружные арки старались сделать наиболее прочными, как для того, чтобы противостоять давлению стен, так и чтобы поддерживать башни или центральную стрелу собора.

Таким образом, подпружные арки состоят из трех, четырех или пяти рядов тесаных клинчатых камней, как, например, в соборах Руана, Бове, Байе, Кутанса, Э и др. В Нормандии, где центральное окно с каменным переплетом обычно было увенчано башней, внутренняя поверхность больших подпружных арок выложена из двух рядов клинчатых камней вместо одного, как это было принято в Иль-де-Франс, в Бургундии и Шампани; это позволяло делать столбы менее выпуклыми и в большей степени открывать хор; однако подобное расположение менее приятно для глаза, чем совокупность концентрических арок, как бы выходящих одна из другой и в то же время основанных на единой арке с внутренней стороны.