Архитектурно-функциональные решения

Собор Мо

Собор Мо
Оценить статью

250px-Façade_Ouest_de_la_Cathédrale_de_Meaux_croppedЧтобы сэкономить на высоте, окна нефа прорезаны над опорами. Подпружные арки сводчатых боковых нефов поддерживают водосточные желоба, а боковые нефы перекрыты последовательностью двускатных крыш, перпендикулярных нефу завершающихся щипцами. В этом краю, где камень был редок и обычно строили из дерева, данная конструкция является наименее дорогостоящей и обладает основными преимуществами: небольшая высота по отношению к ширине, беспрепятственное проникновение дневного света. Позднее это конструктивное решение применялось в большинстве небольших церквушек Нормандии и Бретани, но уже со сводами на центральном нефе.

В этом случае окна обязательно прорезывались над архивольтами боковых нефов, чтобы пилоны поддерживали пяты больших сводов, внешние щипцы расположены поверх сводных арок боковых нефов, а водосточные желоба — по центру сводов. Окна, освещающие эти боковые нефы, прорезанные под щипцами, либо парные, чтобы оставить возможность опорным пилонам, поддерживающим своды боковых нефов, проходить через их опорный столб, разделяя их, либо находятся на стыке щипцов, что очень некрасиво.

Напомним, что архитекторы начала XIII века стремились уменьшить высоту внутренних частей сооружений, исходя из соображений экономии и устойчивости. Традиционная сводчатая галерея второго этажа им казалась необходимой для придания устойчивости большим зданиям. Применяя ее по традиции, они не считали нужным от нее отказываться, так как она гасила распор, поддерживая пилоны нефа.

Они пока не овладели свободно той системой равновесия, которая вскоре стала основным принципом готической архитектуры. В самом начале XIII века был построен Собор Мо. В нем были боковые нефы со сводчатой галереей второго этажа и трифорий, созданный по образцу южной части трансепта соборов Суассона и Лана — в толще стены в месте сочленения кровли галерей. Эта церковь, возведенная наспех, имела плохие фундаменты, некоторое время спустя после ее возведения в кладке обнаружились трещины, в результате чего пришлось предпринимать серьезные меры.

В том числе были разобраны своды боковых нефов хора, но сохранены своды галереи второго этажа, что увеличило вдвое высоту боковых частей. Однако в продольных травеях хора оставили архивольты и проемы уничтоженной галереи, которые продолжали подпирать опоры параллельно оси церкви. В то же самое время с 1200 по 1225 год неф собора в Руане начали строить по той же схеме, которую случайно использовали в соборе Мо. Все опоры нефа укрепили между собой параллельно оси церкви почти на половине их высоты при помощи ряда архивольтов, имитируя галерею второго этажа, которой нет, и никогда не существовало.

В церкви в Ё такое же расположение. Хор данной аббатской церкви, так же как и трансепт, и последний пролет нефа вместе с боковыми нефами, над которыми возвышается сводчатая галерея второго этажа, были возведены в последние годы XII века. Неф был построен немного позже, в 1225 году, как и собор в Руане, с подобием галереи, но без сводов боковых нефов.

И лишь в нескольких областях рискнули сделать боковые нефы еще выше и убрать сводчатую галерею второго этажа или, скорее, предоставить боковым нефам всю высоту этой галереи, оставив только трифорий в стене на месте примыкания боковых кровель. Однако уже в начале XIII века архитекторы, более отважные и уверенные в своих средствах, стали возводить большие церкви, такие как собор в Шартре и Суассоне без галерей над боковыми нефами и без перемычек, имитирующих эти галереи и подпирающих опоры нефов.

Очевидно, что с начала XIII века уже не допускали существования низких боковых нефов, чувствовалась необходимость поднимать их все выше, освещать центральный неф большими окнами, прорезанными в стенах боковых. Не желая чрезмерно увеличивать высоту сводов, постепенно избавлялись от верхних галерей второго этажа, довольствуясь трифорием в стене в месте примыкания кровли боковых нефов, и придавали ему большее значение.

Собор в Бурже являет нам любопытный переход от крупных церквей со сводчатыми галереями и двойными боковыми нефами, такими, как собор Парижской Богоматери — к полностью готическим соборам Реймса, Амьена, и особенно Бове.