Архитектурно-функциональные решения

Собор Отен

Собор Отен
Оценить статью

Dom_von_St._Martin_14-09-2003Северные архитекторы XI века даже не пытались их использовать, они довольствовались тем, что закрывали боковые нефы римскими крестовыми сводами и продолжали покрывать главные нефы деревянной стропильной конструкцией. Вскоре возникла идея возвести своды на стенах главных нефов, над верхними окнами. Это второе решение не могло быть долговечным: большие своды А, совсем не имеющие опор для погашения бокового распора, разваливались некоторое время спустя после снятие опалубки.

Внешние контрфорсы В могли удерживать постоянное давление сводов только в некоторых изолированных точках, поэтому они с трудом удерживали подпружные арки С, деформировали их и, таким образом, весь ансамбль здания. Чтобы уменьшить силу распора сводов, в нескольких населенных пунктах в начале XII века возникла идея сделать их профиль по ломаной кривой или в форме трехцентровой стрельчатой арки, укрепляя их (как в нефе собора Отен) выступающими подпружными арками, поддерживаемыми контрфорсами.

Это своего рода усовершенствование было не менее ошибочно — большинство церквей, построенных в соответствии с этим принципом, было разрушено, если они не были укреплены аркбутанами, сто лет спустя после их сооружения. Именно в этот период, приблизительно с 1089 по 1140 год, члены Клюнийского монашеского ордена реконструировали большинство своих сооружений: были построены большая церковь в Клюни и неф аббатства Везле. Мы детально рассмотрим это религиозное сооружение, сохранившееся до наших дней, в то время как прекрасное здание Святого Гюга и Петра Достопочтенного сменили улица и сады.

В Везле религиозная архитектура сделала значительный шаг вперед. Не отказываясь от полуциркульной арки, строители использовали в главном нефе крестовые своды так же, как и в боковых нефах. Только лишь для того, чтобы сделать возможным проникновение частей полуциркульных сводов, построенных на полукруглых боковых арках вплоть до замка большого свода нефа, также полуциркульного, они предприняли весьма курьезные шаги, которые могут представлять большой интерес для исследователей.

Вид в перспективе внутреннего устройства этого нефа в сторону входа дает нам некоторое представление о данной системе. Не будем также забывать, что этот неф был возведен в начале XII века, немногим позже нефа Клюни, и что усилия, направленные на его возведение, были значительны, а прогресс очевиден, поскольку неф церкви Клюни был еще перекрыт полуциркульным сводом. Даже после возведения нефа в Везде, около 1150 года, в Отене, в Боне, в Солье все еще продолжали возводить цилиндрические своды над большими нефами.

Нововведение, предпринятое в Везде, не имело столь блестящих результатов ввиду того, что эти своды передавали свой распор на отдельные изолированные точки в направлении пилонов; поддерживаясь только слабо выступающими контрфорсами, они приводили к отклонению стен и деформации сводов боковых нефов. После того как некоторые из них обрушились, а другие искривились, в конце XII века решено было строить аркбутаны, чтобы приостановить действие этого давления. В Клюни, в Боне и в соборе Отена аркбутаны возводились вдоль стен нефов вплоть до XIII и XIV веков.

Безусловно, процесс разрушения нефа Везде должен был удивить строителей. Они считали, что предотвратили деформацию больших крестовых сводов не только путем возведения внешних контрфорсов, но и установкой железных скреп, которые закреплялись над капителями у основания подпружных арок крепкими штырями, укрепленными на деревянных продольных балках в толще стен.

Эти скрепы, которые выполняли функцию стяжки у основания подпружной арки, ломали или разбивали штыри, поскольку в то время железные детали большой длины были неровными и плохо выкованными. Данный опыт пригодился в той же самой церкви Везле, где в 1160 году был построен крытый вход — нартекс в соответствии с решением, принятым в то время уставом Клюни. Этот вход, в котором подпружные арки имеют форму трехцентровой стрельчатой арки, представляет собой крестовые своды с нервюрами или без, искусно сооруженные и поддерживаемые согласно архитектурной науке наклонными нервюрами верхних галерей.

Но здесь, как в церквях Оверни, главный неф не имеет прямых проемов. Чтобы их устроить, необходимо было бы возвести центральный свод до точки А, тогда окна могли бы быть прорезаны над крышей трифория в стене В. Ряд небольших арок, или второй трифорий, могли бы освещать эти крыши в Е, а чтобы поддерживать большой свод, достаточно было построить под прямым углом к каждой подпружной арке аркбутан С, переносящий давление на контрфорс D, который был прочнее за счет более сильного выступа. Этот последний шаг легко было преодолеть — так, почти во всех религиозных сооружениях королевских владений Шампани, Бургундии и Бурбонне мы видим, что это решение воплощается (порой путем проб и ошибок) во второй половине XII века.

Но чтобы отказаться в северных провинциях от цилиндрических сводов и заменить их крестовыми (даже если они комбинировались как своды нартекса церкви Везле, то есть были невысокими), нужно было также отказаться и от покрытия прямо по сводам, — нужны были деревянные конструкции. Возникли новые трудности.