Архитектурно-функциональные решения

Собор Сен-Дье

Собор Сен-Дье
Оценить статью

14Итак, рассмотрим, каким же образом в XI веке зодчие Лотарингии и провинций между Рейном, Шампанью и Фландрией решали проблему установки сводов на нефах латинских базилик. Мы уже говорили о том, что для апсид не возникало никаких трудностей: их полукруглая часть без боковых нефов и радиальных капелл была перекрыта сферическим сводом, а параллельные стороны подпирались мощными квадратными башнями, возведенными над небольшими капеллами, выходящими в рукава трансепта.

Но что касается нефов с боковыми частями, то когда полностью отказались от деревянных конструкций (поскольку в этих краях, как и везде, пожары разрушали религиозные сооружения до самого основания), необходимо было применить такую систему сводов, которая не отклоняла бы стены наружу.

На примере небольшой церкви мы проследим шаг за шагом попытки это сделать зодчих Эльзаса и Лотарингии, поскольку особенный интерес представляют собой незначительные постройки, но такие, которые, благодаря привнесенным в них изменениям, отражают историю и прогресс искусства.

Таковым является собор Сен-Дье. Эта церковь, построенная во второй половине XI века, вероятно, имела планировку рейнского типа, аналогичную собору в Вердене.

Восточная апсида была перестроена в XIV веке на прежнем основании; что же касается западной апсиды, то она была заменена (если вообще когда-либо существовала) современным фасадом.

Но самая интересная для нас на сегодняшний день часть — неф — еще сохранилась, и здесь представлен план этого нефа.

Черным цветом указаны конструкции XI века, а серым — изменения, внесенные в первоначальный план в XII веке.

В этом случае трудность, которая останавливала зодчих Шампани, когда они хотели перекрыть сводами центральные нефы, и которую преодолели здесь, вновь возникала в боковых нефах.

Допуская даже, что те препятствия, которые мешали соорудить крестовые своды на основании в форме параллелограмма, были бы преодолены благодаря проникновению полуцилиндров с диаметром СА в большие полуцилиндры с диаметром АВ, арки CD имели бы замок на уровне архивольтов АВ. Тогда кровли, благодаря своему наклону, стали бы заслонять двойные окна, прорезанные под боковыми арками больших сводов.

Эти деревянные конструкции были разрушены пожаром, и в XII веке у зодчих, которые отказались от наклонных потолков, возникло желание перекрыть сводами боковые нефы.

Они установили между опорами XI века более тонкие опоры Е, чтобы получить квадратные поверхности EBDF, на которых они смогли без труда соорудить крестовые своды, состоящие из равных полуцилиндров, проникающих друг в друга, и замки которых располагались не столь высоко, чтобы препятствовать уклону крыши.

Это устройство крестовых сводов на квадратном основании в центральном и боковых нефах при помощи промежуточной опоры, расположенной между основными опорами, можно встретить в XII веке в соборах Майнца, Шпейера, в любопытной церкви Росхайма, а также во многих других религиозных сооружениях Эльзаса и Лотарингии.

Эта конструкция была создана не так, как в Сен-Дье, благодаря изменению первоначального плана, а в качестве определенного принципа одновременного перекрытия сводами центральных и боковых нефов.

Когда эта идея была воплощена, зодчие Эльзаса и Лотарингии применяли такой способ конструкции вплоть до того момента, пока на эти области не распространилось влияние архитектуры королевских владений.

Прежде чем отправиться дальше, мы должны объяснить, что мы подразумеваем под византийским влиянием, византийской архитектурой, для того чтобы понять, как это влияние отразилось на религиозной архитектуре территории, расположенной между Рейном, Роной и океаном.

На Востоке существует три типа плана, применяемых в строительстве церквей.

Самый древний план — круговой; его самая известная модель — храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Второй тип — это производная от античной базилики, но с трансептом, оканчивающимся двумя апсидами, как церковь Рождества Христова Вифлеемского монастыря.

Третий тип — собственно византийский план, состоящий из центрального купола, расположенного на парусах, с четырьмя арками на четыре стороны света, боковыми галерами, одной или тремя апсидами на восточной стороне и нартексом со стороны входа.

Таковой является церковь святого Сергия в Константинополе — предшественница грандиозной церкви Святой Софии, которую мы приводим здесь.